Как реагировать родителям, если ребенка обзывают в школе? Детские прозвища. Ребенка обзывают в школе — что делать

В Украине. И 36% из них не рассказывают об этом ни учителю, ни родителям. Дети переживают буллинг молча, потому что не верят, что взрослые могут чем-то помочь им в этой ситуации.

А вы знаете, как реагировать, если узнаете, что вашего ребенка обзывают в школе? Что посоветовать, чтобы он мог выйти из конфликта с достоинством?

Советы: «Не обращай внимания», или «Дай сдачи» — не в счет. Жертве буллинга трудно не обращать внимания на то, что причиняет боль и унижения. И дать отпор не каждому ребенку под силу.

В статье мы писали о зарубежном опыте борьбы с издевательствами в школе. Эти советы больше подходят ученикам средней и старшей школы.

Младшим школьникам сложнее справиться с психологическим насилием в школе. В силу возраста им трудно определить мотивы агрессора и проявить выдержку. Поэтому и советы, что делать если обзывают в школе, должны быть немного в другом ключе.

В своей книге с советами для детей «Что делать, если…» посвятила школьному буллингу отдельную главу. В ней просто и доступно рассказывается, почему некоторым детям так хочется обижать других, какие дети становятся жертвой буллинга, и как реагировать на агрессию и обзывательства.

Кто и почему становится агрессором и издевается над ровесниками

Объясните ребенку, что причина издевательств вовсе не в нем, а в характере тех, кто его обижает.

В любом коллективе находятся люди, которые получают удовольствие, когда заставляют других страдать. Они могут делать это по разным причинам.


Возможно, потому что сами переносили много обид, и теперь выливают свою боль на других. Возможно, они в глубине души не уверены в себе, и, чтобы окружающие не видели их слабости, стараются подавить кого-то и обрести превосходство.

Такие люди не проявляют агрессию, если окружающие дают им отпор. Если за их жертву есть кому заступиться. Но, если дружеских отношений нет, и в классе каждый сам за себя, агрессор очень быстро выбирает себе жертву.

То есть, первый секрет борьбы с издевательствами в школе — найти друзей, которые будут рядом, когда обидчик решит поупражняться в остроумии. Вдвоем или втроем проще дать ему отпор, чем в одиночку.

Кого чаще всего обзывают в школе

Если жертву школьных издевательств спросить, почему именно его стали обзывать в школе, он, скорее всего будет искать причину именно в себе.

Нестандартный рост или вес, цвет волос, очки, «цепляющая» фамилия — агрессор может что угодно сделать основой для буллинга. И жертва начинает думать, что причина, действительно, в нем.

Такой образ мыслей только закрепляет позицию жертвы, поэтому важно объяснить ребенку, что это не так.

Спросите у ребенка: действительно ли он считает, что чья-то внешность, или физические качества дают повод унижать и оскорблять этого человека?


Объясните, что агрессор цепляется к тому, кто эмоционально реагирует на его издевки. Именно эта реакция — то, чего он добивается своими обзываниями. Нет реакции - нет издевок.

Людмила Петрановская пишет:

«Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь - и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.

Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру.


Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют - в него. Все удовольствие игры - в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.

Поэтому самое разумное в такой ситуации - НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки - ведь она им не нужна на самом деле.

Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям - это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть».

Подскажите ребенку правильную установку поведения

Не терять голову, когда тебя обзывают, действительно, трудно. Подскажите ребенку способ, как легче держать себя в руках, и не выдать обидчику реакцию, которой он добивается.

Главное: держать в уме мысль, что все эти обидные слова никак не относятся к личности ребенка. Зато говорят, что у обидчика есть много проблем в жизни.

Если в ответ на обидные слова ребенок начнет спорить, отвечать такими же обзывательствами, плакать, угрожать или бросаться в драку — все это не поможет.

Что поможет — держать в уме мысль, что от чьих-то злых слов сам ребенок не становится хуже, не превращается в того, кем его дразнят. От слов вообще ничего не происходит.


Чтобы легче было сохранять выдержку, можно попробовать представить ситуацию, как кино. Представить, что ребенок смотрит со стороны, восхищается выдержкой главного героя (себя), и удивляется глупости и дурацкому поведению его обидчика.

Представив ситуацию со стороны, ребенок переносит фокус внимания (это не со мной происходит), и может не принимать нападки близко к сердцу.

Людмила Петрановская пишет:

  • Зевнуть («Скучно-то как...»)
  • Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
  • Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
  • Дать разрешение («Обзывайтесь на здоровье»)
  • Все перевернуть («А вы еще можете?»)

Поначалу обидчики могут разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.


Настоящих обидчиков, тех, кто все затевает, мало. Один-два на весь класс. Остальные ребята присоединяются к ним, не подумав.

Им просто сначала кажется, что это очень весело - показывать на кого-то пальцем, повторять обидные слова и смеяться.

Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить».

Кого-то дразнили одноклассники, ну а кто-то и сам жестко высмеивал неугодных. Повзрослев, каждый осознает всю бессмысленность подобных «детских шалостей» и, конечно, желает оградить своего ребенка от издевательств.

Почему дети дразнят сверстников
Любой детский коллектив, при всей неприглядности такого сравнения, больше всего напоминает стаю. Далекие от толерантности маленькие люди уважают сильнейших, а слабых стараются изгнать из своего круга. Чаще всего травлю начинает именно лидер, выбор жертвы также принадлежит ему. Причем поводом для насмешек может стать необычное имя, внешний вид, гардероб, увлечение, уровень знаний, национальность или манера разговаривать. Практически не существует способа вырастить «универсального ребенка», который нравился бы всем и был защищен от нападок сверстников, поэтому правильнее будет заранее научить школьника давать отпор обидчикам в самых разных ситуациях.
Как подготовить ребенка ко встрече с новым коллективом
Роли внутри школьного коллектива распределяются в первые 6-9 месяцев учебы у младшеклассников, а затем претерпевают некоторые изменения в период переходного возраста, который попадает на 7-9 класс. Поэтому учить ребенка простым принципам психологической самозащиты нужно еще до поступления в первый класс. Кстати, дети, ходившие в детский сад, в большей мере социализированы и умеют постоять за себя, нежели те, что воспитывались дома.
Даже если ваш ребенок экстраверт, легко вливающийся в любой коллектив, за месяц до 1 сентября выберите время и поговорите с ним, а затем, повторите беседу за пару дней до начала обучения. Главная мысль, которую вы должны попытаться донести до ребенка, заключаются в том, что хотя в школе он найдет множество новых интересных друзей, среди его одноклассников могут попасться ребята, которым он не понравится. Это не означает, что он плохой или «не такой», как не означает и того, что плохи другие дети.
Кроме того, ребенок должен быть уверен в том, что он может всегда рассказать вам о любом школьном происшествии, и вы не отправите его разбираться самостоятельно, а вникните в проблему и найдете выход из ситуации. Объясните малышу, что в новом коллективе ему предстоит соблюдать массу правил и проявить максимум дружелюбия, ведь люди, с которыми он познакомится, будут сопровождать его долгие годы.
Как бороться с агрессорами

Если несмотря ни на что ребенка все же начали дразнить одноклассники, не затягивайте с решением этой проблемы, ведь она серьезно отравляет жизнь школьника. Пытаясь ликвидировать ее самостоятельно, он может, как минимум, начать прогуливать уроки. Поговорите с отпрыском, выясните, кто именно его дразнит и за что, а затем попытайтесь устранить причину.
Если дразнят за нелепые очки – закажите к ним стильную оправу или попросите окулиста подобрать оптимальные линзы. Если за полноту или худобу – займитесь физической формой ребенка и обновите его гардероб. Если за отличные знания – посоветуйте меньше хвастаться и почаще давать списывать. Немаловажно также учесть, кто именно дразнит ребенка – весь класс или несколько человек. Ведь во втором случае радикальных мер не требуется: школьнику достаточно будет спокойно поговорить с обидчиком, продемонстрировать ему свое безразличие к выпадам.
Если после устранения одного повода тотчас нашелся новый, значит, ребенку нужно менять стиль поведения. Для этого:
· Запишите его в спортивную секцию или кружок, о котором он давно мечтал. Новые знакомые, сфера интересов и достижения отвлекут его и сделают школьные проблемы менее значительными. Кстати, как мальчикам, так и девочкам очень часто помогает обрести уверенность посещение школы боевых искусств.
· Сходите вместе с ребенком к детскому психологу, чтобы научить школьника контролировать свои эмоции и отвечать на насмешки равнодушием или юмором.
· Посоветуйте ребенку фильмы и книги, в которых главного героя не любили одноклассники, что не помешало ему стать успешным и знаменитым.
· Расскажите о мировых звездах, которые также подвергались насмешкам со стороны сверстников. Возможно, детям станет не так обидно, когда они узнают, что молчаливую Викторию Бекхэм звали Sticky Vicky (противная Вики), харизматичного Джорджа Клуни дразнили Франкенштейном из-за частичного лицевого паралича, Анджелину Джоли величали кроликом за выдающиеся передние зубы, а всеми любимый капитан Джек Воробей (Джонни Депп) был известен своим одноклассникам как «мистер Вонючка».
· И наконец, скажите ребенку, что школа – это лишь один из этапов его развития, а большую часть людей, чье мнение сейчас кажется важным, через десять лет он даже не сможет вспомнить по фамилии, листая школьный фотоальбом.

«Что делать если ребенка дразнят в школе?» СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Коллега на работе жалуется:- «Дочка в первый класс пошла, а ее там задразнили – она рыженькая и с веснушками. Ребенок плачет и в школу идти не хочет. Что делать – не знаю. Может, самой в школу сходить, с детьми и учительницей поговорить?»

С такой детской проблемой сталкиваются многие родители. Дети, не задумываясь, сразу выискивают повод наградить одноклассника обидным прозвищем, все равно за что: он рыжий, излишне упитанный, угловатый, смешно ходит или заикается, носит очки и пр. Поводом для насмешек может стать фамилия или необычное имя, а то и какая-то черта характера.

Понятно, что ваш ребенок страдает и переживает – кому приятно, когда над тобой смеются и дразнят?! Но просто детские обиды не так страшны, намного хуже, что душевный дискомфорт может стать причиной стресса, нежелания ходить в школу и вообще, учиться, резкого снижения самооценки, а то и замедленного развития.

Ребенок, которого дразнят, замыкается в себе, становится или тихим и нелюдимым, или же агрессивным и возбудимым. И, если вовремя не принять меры, то потом придется обращаться к специалистам и приложить много сил, чтобы исправить случившееся.

Как в этом случае действовать родителям? Что точно не следует делать, это вмешиваться в конфликт с детьми-обидчиками. Вы сделаете только хуже. Вашего ребенка все равно не примут в компанию, но еще и будут считать ябедой и доносчиком. Вряд ли помогут и ваши жалобы на других детей учителям – результат будет тот же, а это только еще больше осложнит жизнь и отношения с одноклассниками вашему ребенку.

Многие родители, особенно папы, сразу советуют дать сдачи, отстоять свои права кулаками. Этого тоже делать не следует. Во-первых, наивно считать, что, в драке победит обязательно тот, кто прав. Верх возьмет тот, кто сильнее и имеет больше единомышленников. Если же ваш ребенок физически лучше развит и способен результативно подраться, то дело может плохо закончиться, например, травмами у него или у других детей.

Кроме того, ребенок будет думать, что все в этой жизни решается при помощи физической силы, кулаков. И это может стать способом решать дела и во взрослой жизни.

Как научить ребенка решать проблемы без драк, цивилизованно и спокойно? Родителям нужно понять самим и объяснить детям, что сильные и уверенные в себе люди никогда никого дразнить и обижать не станут. А вот если есть комплексы и проблемы, то как раз такой человек пытается их скрыть за дразнилками и попытками унизить окружающих. Это значит, что проблемы не у вашего ребенка, а у его обидчиков.

Все это нужно рассказать доступно и последовательно, попытаться вместе с вашим ребенком подумать о том, что представляют себя его обидчики. И, самое главное, нужно научить его не показывать, что его больно ранит и обижает прозвище, не допускать слез, а, напротив, демонстрировать полное равнодушие к обидным словам. Когда одноклассники увидят, что их обидные слова не возымели никакого действия, они перестанут дразниться, потому что как раз реакция обиженного их развлекает и забавляет.

Для примера расскажите, как дразнили в детстве вас или кого-то из ваших знакомых. Убедите ребенка, что глупые слова не стоят его внимания и обиды.

Но подумайте еще и вот о чем: если вашего ребенка дразнят за то, что он толстый и неповоротливый, о чем вы думаете, когда пытаетесь скормить ему пятый пирожок или запихиваете шоколадки и булки с собой в школу? Если над вашим ребенком смеются, потому что он невнятно говорит, то почему вы до сих пор не отвели его к логопеду?

Если насмешки вызывает его одежда, то присмотритесь, в чем ходят другие дети, какова детская мода, а не полагайтесь исключительно на собственный вкус. И забудьте про практичность, покупая вещи на два размера больше, чтобы «на дольше» хватило. В большой части детских проблем есть вина родителей.

Отмахиваясь от очевидного, некоторые родители считают многие вещи, которые приносят действительные страдания их детям, детскими глупостями и не желают хоть немного подумать, что ребенку по-настоящему плохо. Прислушайтесь к желаниям и потребностям своих детей. Чаще всего они не запредельны, а вот благодарность ребенка вы сразу почувствуете. Да и у него уверенности в себе прибавится, если он не будет выделяться из толпы нелепой прической или прочным, но некрасивым ранцем.

Если же вы все же решили вмешаться в конфликт и, желая уберечь вашего ребенка, надумали сменить школу, то откуда у вас уверенность, что в новой школе подобное не повторится? И что делать потом, в случае нового конфликта – снова менять школу? И этим воспитывать в своем ребенке чувство, что от проблем нужно убегать, даже не пытаясь их решить?

Чем раньше вы научите своего ребенка справляться со своими проблемами, тем быстрее у него наладятся отношения с одноклассниками, а сам он почувствует уверенность в себе и своих силах. Очень важно, чтобы маленький человек с ранних лет учился защищать себя, не прибегая к помощи взрослых. Самооценка есть и у малышей, и нельзя, чтобы она была низкой, чтобы они чувствовали себя никчемными и беспомощными. Иначе во взрослой жизни из маленьких детских проблем вырастут серьезные взрослые неприятности и беды.

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому - высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. "Дразнилки", обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?

Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.

Одноклассники не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут - он "ябеда", не смог справиться сам, а привел родителей.

Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью "прекратила эти издевательства" приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников. Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей. Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.

Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?

Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.

Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.

Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.

Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.

Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти "дразнилки" тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.

Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:

"Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.

Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?

Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.

А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.

А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова - просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все "дразнилки" не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно".

Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение - действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.

Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.

Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. "Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно".

Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.

Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.

Ведь ребенок просто сбежал "с поля боя". И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте. Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив. И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.

Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.

Нередко случается, что сложившаяся репутация "плаксы", "тихони", "задаваки" не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.

Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.

Младшая и средняя школа – время непростое: характер меняется, эмоции хлещут, конфликты – все интереснее. Как помочь взрослеющему человеку преодолеть сложности с общением в школе? – об этом в нашей статье говорят психологи и родители.

Конфликты – это нормально!

Во-первых, надо понимать, что конфликты и сложные ситуации в школе – это нормально и даже желательно: именно во время столкновений с другими детьми, учителями и родителями ребенок понимает, какие последствия имеют его поступки, как реагируют на него разные люди и как с ними вести переговоры. Это уже не занудливые наставления в духе: «можно» и «нельзя», - а собственный живой опыт.

Именно в школе закладываются мощные основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Теплая, мирная атмосфера в школе очень важна и желательна, на ее фоне гораздо легче разрешать споры и ссоры, - но полностью избежать их не удастся, даже в самых благоприятных условиях.

Детки-конфетки

Конфликты у школьников заметно отличаются от столкновений взрослых людей – ведь наши дети еще эмоционально незрелы. Первое место в школе занимают конфликты лидерства среди учеников: борьба за первенство двух-трех лидеров в классе, иногда еще и их «группировок». В средних классах часты конфликты между мальчиками и девочками . Следующими по частоте идут межличностные конфликты из-за недопонимания, зависти, недовольства одноклассником или учителем.

Путь к «победе» во 2-6 классах порой пролегает через демонстрацию превосходства и часто - унижение другого. Дети и подростки могут быть жестокими и безжалостными, даже циничными, - психологи не удивляются этому, а говорят о возрастных особенностях: дети еще не вполне понимают, какую боль приносят своим сверстникам-жертвам. Ребенок в гораздо большей степени, чем взрослый, подвержен стадным инстинктам, даже очень милые дети могут вдруг совершать жестокие поступки и участвовать в травле одноклассников. Родителям нужно это знать, чтобы не записывать свое чадо (или обидчиков своего чада) в разряд монстров, а помочь ему вырулить к человеческим ценностям. Именно в этом возрасте необходимо обращать внимание детей на чувства, которые руководят ими и другими детьми во время стычек, говорить о способах поведения и проявления своих чувств.

Некоторые родители считают, что важно научить ребенка постоять за себя и дать сдачи. Безусловно, важно! – и еще хорошо бы еще научить человечка преодолевать сложности не только с помощью кулаков, но и путем переговоров, контроля над эмоциями – во взрослом возрасте это пригодится ему значительно больше.

Сергей: «Я в свое время купил своему гантельки, стал с ним отжиматься, подтягиваться, пресс качать – через несколько месяцев вопрос с обидами в школе отпал… Показал, как правильно бить, провел психологический тренинг (когда, куда, а стоит ли – может быть, можно так решить?) В бассейн записал (впрочем, это вне зависимости от битья было). Ну, и на карате отдал… А ваш папа что думает по этому поводу?»

А если травля…

В каждой детской группе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних детей устраивает второстепенная позиция в классе, другие страдают от такого положения. Некоторые дети стараются завоевать популярность любыми способами - и добиваются внимания «со знаком минус».

Если в классе сложилась привычная ситуация, когда вашего сына или дочь дразнят, подкалывают и поднимают на смех, просто необходимо помочь ему изменить положение. Психологи говорят о том, что состояние жертвы, которой приходится защищаться от нападок в школе, может со временем превратиться в приобретенное поведение.

Алена: «У сына начались проблемы в третьем классе. Его стали поддевать девочки, жаловались на него учительнице. С учительницей тоже участились конфликты, она регулярно делала записи в дневнике в духе: «Мяукал на уроке!» - звонила мне, мы разбирали каждый конфликт, это продолжалось несколько месяцев. Сын чувствовал себя несправедливо обиженным, переживал, не хотел ходить в школу. Он, конечно, не зайчик, но такого отношения не заслужил. Сейчас он в четвертом классе, дела идут чуть лучше, но что я заметила: во время домашних ссор он теперь становится в позу жертвы: «Да, конечно, это я во всем виноват! Давайте, ругайтесь, мне уже все равно. Ты говоришь, прямо как Ольга Леонидовна (учительница)!» Я переживаю, надо срочно что-то делать» .

Итак, что же делать, чтобы помочь ребенку в конфликтных ситуациях в школе?

Учитель в помощь

Если у вас младшеклассник, то самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель . А у первоклашек - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования среди ребят роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам.

Ваша задача – доверительно поговорить с учителем, найти понимание, попросить ее обратить особое внимание на ситуацию, помочь ребенку быть успешным в глазах одноклассников. Скорее всего, для этого потребуется и ваша помощь: например, элементарно следить за тем, чтобы сын или дочь были всегда готовы к урокам и могли отвечать на вопросы учителя. И, конечно, будет нужен разговор с ребенком о тех его поступках, которые провоцируют обидчиков. Может быть, он любит хвастаться или берет без спроса чужие вещи?

Если травля уже началась, учителю необходимо поговорить с классом. Школьные психологи советуют: нельзя бить на жалость. Нужно говорить не о жертве, а об обидчиках, фокусироваться на их качествах. Учителю стоит сказать, что он будет очень огорчен, если узнает, что в его классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявить, что такое поведение недопустимо, в своем классе учитель этого терпеть не намерен. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.

Учим ребенка противостоять обидчикам

Психологи советуют родителям не вмешиваться открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей лучше относиться к вашему ребенку. Наоборот, ребенок может прослыть «ябедой», который не разобрался с обидчиками сам и привел родителей, - и ваше вмешательство, скорее всего, приведет к изоляции ребенка в классе. А детка может сделать и такой вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых.

Поэтому лучшее, что можно сделать, - это научить детей справляться со своими мучениями .

Для этого, прежде всего, нужно постараться убедить ребенка в том, что проблемы не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает . Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные. А значит, его обидчик чувствует себя не очень хорошим, он чего-то боится в жизни и обижает других, чтобы показать себе и остальным, что он сильный, умный и чего-то стоит. Если ребенок сможет понять эту разрушительную логику – ему будет проще владеть собой в конфликтах, при нападках окружающих.

Далее, нужно стараться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой или учитель не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно». И предложить ему несколько способов вести себя в сложных ситуациях. Может быть, будет полезно даже отрепетировать с братом/сестрой или родителями некоторые варианты поведения, некоторые фразы, адресованные обидчикам.

Держаться твердо. Научите ребенка уверенно вести себя с обидчиком: высоко держать голову, стоять прямо и смотреть ему в глаза. Ребенок должен указать обидчику на непорядочное поведение и твердым, спокойным голосом попросить прекратить это: «Ты дразнишь меня. Перестань!» или «Уйди», иногда лучше просто сказать: «Прекрати!» Помните: важнее то, как дети говорят, чем то, что они говорят, поэтому помогите ребенку потренироваться говорить убедительно.

Не обращать внимания. Мучителям нравится видеть, что они расстроили свою жертву, поэтому помогите ребенку найти способы не показывать своего состояния, хотя это и нелегко. Можно уйти от обидчиков, даже не взглянув на них. Можно сделать вид, что слова обидчиков ребенка не волнуют. Заняться чем-то интересным (читать, рассматривать картинки). Притвориться невидимым.

Объясниться. Это может помочь в умеренных ситуациях. Нужно спокойно и твердо спросить: «Зачем ты хочешь меня обидеть?», «Почему ты сказал это?», «Чего ты от меня хочешь?»

Выучить несколько фраз-отговорок. Иногда произнесенные твердым серьезным голосом «взрослые», но честные заявления умеряют пыл обидчиков. «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить», «Я давно заметил, что ты любишь говорить людям гадости», «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое», «Я не верю, что ты правда так думаешь, ты просто хочешь сделать мне больно», «Это неумно», «Ты ведешь себя непорядочно», «Вы так стараетесь меня разозлить».

Сделать парадоксальный ход. Можно привести обидчика в замешательство и заставить его задуматься о своем поведении и отношении к вашему ребенку, отвечая на оскорбления «похвалой» или «удивлением». Флегматичным голосом, без эмоций: «А ты – наша умница золотая», «Зато вы – лучше всех», «Ну и ну!», «Неужели?» «Надо же!»

Ирина: « А теперь - устами младенца... Спросила Данила (10 лет): «А что бы ты посоветовал мальчику, у которого бывают стычки с одноклассниками?» - отвечает: «Пусть заведет себе друзей! Чтобы одному не таскаться на переменах. Потому что когда видят тебя одного - есть желание над тобой насмеяться, особенно группой большой. Надо, чтобы он был аккуратно одет. Чтобы не носил очки или брекеты. Чтобы от него не пахло, чтобы чистил зубы. Чтобы на переменах не играл один в телефон. И если тебя будут задирать, то лучше не налетать с кулаками, потому что в ответ налетят с кулаками на тебя, а потом скажут учительнице, что ты первый начал. Если тебя будут задирать, то не надо в ответ тупо шутить. Лучше вообще не обращать внимания. Они просто хотят посмотреть на твое отчаяние и на твое поведение после этих шуток». Вот, блин, законы школьных джунглей... Быть как все и не поддаваться на провокации».

Что еще могут сделать родители

Нужно постараться предоставить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это неважно. Для учителя, может быть, и неважно, а одноклассники могут начать дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку, как у Лены из 4 "Б", или пятый айфон, как у Максима и Даши.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок может остаться чужим в классе.

Поговорите с другими родителями в классе. Как с родителями обидчиков, так и с родителями «нейтральных» деток – конструктивно и мирно. Может быть, их детей тоже дразнят? Что они предпринимают? Возможно, вам удастся выработать какие-то общие стратегии, организовать мероприятия и помочь детям сплотиться, сдружиться и преодолеть трудности в общении.

При разрешении конкретного конфликта выслушайте каждую сторону. Несмотря на то, что многие конфликты в школе развиваются по одной схеме, каждая ситуация уникальна. Прежде чем вмешиваться в конфликт и давать советы ребенку, стоит, по возможности, выслушать каждую сторону и мнение наблюдателей. Если вы расспросите о ссоре отдельно ребенка, его одноклассника и учителя, то получите три разные истории и узнаете много нового – и не потому, что каждый тянет одеяло на себя: каждая сторона элементарно оценивает ситуацию «со своей колокольни».

Конфликты могут многому научить и детей, и их родителей. Разговаривайте с сыном или дочерью о школе, будьте в курсе их отношений в классе – и вы всегда сможете предупредить или разрешить сложные ситуации.

Статьи по теме