Определение эстетической хирургии эстетические пропорции лица. Эстетическая оценка лица. Нужна ли повторная процедура, и через какой период времени

С древних времён люди мечтали о красоте и воплощали свои мысли в скульптурах и живописных полотнах.

С тех пор прошло много веков, сотни раз, в зависимости от эпох, менялись взгляды людей на красоту, но понятие об идеале как о наборе наиболее гармоничных соотношений человеческого лица было неизменным.

Какие пропорции лица считались идеальными на протяжении тысячелетий, будет рассказано далее.

История появления термина

Термин «идеальные пропорции лица» не был закреплён ни в искусстве, ни в науке, ни в медицине именно в таком виде. Однако ещё в античности существовали математически выверенные соотношения, считавшиеся идеальными.

Первым учёным, который упоминал об этом, был знаменитый философ и математик Древней Греции – Эвклид. Ему принадлежит теория, согласно которой при делении отрезка на неравные части, большая его часть относится к меньшей ровно настолько, насколько весь отрезок больше своей большей части.

Эвклид использовал это соотношения для начертания правильного пятиугольника. Согласно другим источникам, «золотую» пропорцию («золотое сечение») рассчитал Пифагор, используя знания древних египтян и вавилонян.

Он полагал, что в мире всё построено на законе гармонии и красоты, находящей своё воплощение в живой и неживой природе. Эта единица гармонии составляет пропорциональное соотношение 1: 1,618.

Правилом «золотого сечения» активно пользовались художники и скульпторы эпохи Возрождения. Для искусства этого периода, как и для Античности, главной была идея гармонии мироздания.

Религиозные философы XIV-XVI веков с интересом восприняли эту мысль, интерпретировав её согласно христианским воззрениям.

Бог при создании Вселенной использовал математические принципы. Поэтому идея создания гармоничного мира, где всё упорядочено и совершенно, выражается в творения гуманистов Ренессанса – Леонардо да Винчи, Альберти, Рафаэля и др.

Пропорцией 1: 1,618 пользовались с незапамятных времён, но термин «золотое сечение» появился только в XIX веке, благодаря немецкому математику Мартину Ому.

В ХХ веке пластический хирург Стивен Марквардт, занимаясь коррекцией дефектов лиц, пытался выяснить, что именно придаёт лицу привлекательность. Его поиски привели к теории «золотого сечения».

Доктор предположил, что нос имеет форму треугольника, основание которого в 1,618 раз меньше его длины. Пятиугольник может быть получен из треугольника. Таким образом, он создал «маску красоты» с идеальными пропорциями, которая состоит из этих двух фигур, расположенных с учётом известного соотношения.

Чем маска была ближе к пропорциям конкретного человека, тем красивее казалось его лицо. Открытие пластического хирурга сыграло решающую роль для дальнейшего развития индустрии красоты.

Нормы совершенства

Идеальных лиц в природе не существует. Именно в этом и заключается неповторимость каждого человека.

Однако в стремлении к красоте многие люди забывают об этом и пытаются откорректировать внешний вид при помощи пластических хирургов, косметологов и визажистов до абстрактных величин.

В сети существует несколько сервисов, которые помогают рассчитать параметры «маски красоты» для каждого посетителя, используя соотношение 1: 1,618.

Ниже представлены числовые данные, на которых зиждется представление о безупречных параметрах:

  1. Пропорции лица измеряются по принципу деления его длины на ширину. Золотым сечением считается цифра равная коэффициенту 1,61.
  2. Ширина лица от крайних точек глаз должна составлять длину одного глаза, умноженную на пять.
  3. Если голову человека от верхней части до нижней разделить, словно экватором, пополам, то глаза в соответствии с канонами идеальности, должны строго располагаться на той черте, что разделяет череп пополам.
  4. Длине глаза соответствует отрезок от одного до другого внутреннего уголка глаз.
  5. Равными должны быть отрезки от верхнего края брови до линии роста волос, от конечной точки брови до центра носа, от носа до подбородка. То есть, все указанные линии делят лицо по горизонтали на три одинаковых отрезка.
  6. Ширина правильного носа на идеальном лице соответствовать расстоянию от одного внутреннего уголка глаза до другого.
  7. Отрезок от уголков губ должен равняться отрезку между радужками глаз.
  8. Если провести черту от центра нижней губы к внешнему уголку глаза, получится треугольник с равными сторонами.
  9. Идеальные брови начинаются от точки на вертикали, проведённой от крыла носа через внутренний угол глаза. Заканчиваются они на пересечении с линией, проведённой от крыла носа к внешнему уголку глаза.
  10. Уши располагаются на центральной трети лица, а их величина равняется расстоянию между линиями бровей, носа и подбородка.
  11. Подбородок по высоте должен быть не больше длины глаза.
  12. Расстояние между зрачками равно 46% от ширины лица.
  13. От губ до глаз расстояние составлять должно 36% от длины лица.
  14. В маску красоты должны вписать три пятиугольника, построенных по правилу «золотого сечения». Первый и второй – вокруг глаз, третий – между носом и ртом.

Если определённые параметры лица остаются за пределами идеальности, это говорит о широком и узком лице, больших и маленьких глазах, коротком и длинном носе и т. д.

Знаменитости с безупречными данными

Лица многих известных людей из сферы искусства и шоу-бизнеса близки к идеалам красоты. Кто-то из них обладает такими чертами от природы, кто-то приобрёл их при помощи пластики.

Ниже представлен список знаменитостей, идеальность лиц которых вычислялась при помощи наложения маски красоты Марквардта:

  1. Мадонна. У этой известной певицы практически идеальное лицо. Исключение составляет лишь его ширина.
  2. Моника Беллуччи обладает совершенными чертами лица в соответствии с маской доктора, однако, для 100% совпадения с идеалом стоит немного уменьшить губы.
  3. Шэрон Стоун – несомненная красавица. В «маску» немного не вписываются брови, которые следовало бы немного поднять.
  4. Грейс Келли – обладательница идеальной внешности. При наложении маски на её фотопортрет обнаружилось полное совпадение линий и геометрических фигур.

Способы создания безукоризненности

Далеко не все люди могут похвастать природной красотой, однако, существует огромное количество методик коррекции неидеальных лиц – начиная от правильного макияжа и причёски и заканчивая вмешательствами пластических хирургов.

Причёска

Правильная причёска поможет сгладить несовершенства – удлинить или укоротить лицо, увеличить высоту лба и т. д.

Вот несколько способов при помощи причёски изменить лицо:

  1. У девушек с крупными щеками распущенные волосы должны быть зачесаны за уши. За счёт этого расстояние между шеей и ушами будет визуально заполнено. Это продлит линию подбородка, и щёки не будут казаться слишком большими.
  2. Обладательницам оттопыренных ушей подойдёт пышная и кудрявая причёска. Это поможет скрыть недостаток.
  3. Женщинам с глубоко посаженными глазами необходимо носить чёлку , прикрывающую брови, но не закрывающие ресниц.

Филлеры

Филлеры или уколы красоты – это инъекции, с помощью которых моделируют овал лица. Существуют филлеры на основе ботулотоксина, гиалуроновой кислоты и прочие.

Благодаря этим уколам можно подтянуть овал лица, поднять брови или уголки губ и даже скрыть горбинку на носу.

Контурная пластика

Метод позволяет скорректировать глубокие морщины, подтянуть овал лица, уменьшить глубокие складки кожи.

Суть процедуры заключается в том, чтобы ввести под кожу в проблемные зоны филлеры. Чаще всего корректируют таким методом область подбородка, т. к. слишком короткие или скошенные подбородки не эстетично смотрятся. Тем не менее, не стоит рассчитывать на чудо после проведения контурной пластики.

Она на короткое время способна немного улучшить внешний вид. За устойчивыми кардинальными изменениями нужно обращаться к пластическому хирургу.

Подтяжка

Изменить пропорции и приблизить их к идеальным поможет подтяжка лица. Процедура подходит людям с ярко выраженными морщинами, нечётким контуром лица.

Пластический хирург во время операции подтягивает и фиксирует мышцы, удаляет лишний жир, восстанавливает мышечный каркас лица.

Благодаря операции достигается идеальная форма лица, сохраняется живая мимика, исчезают морщины на лице и шее, убирается второй подбородок.

Макияж

Правильный макияж поможет сделать некоторые черты лица близкими к принятым нормам. Существует большое количество косметических средств, способных решить эту проблему:

  1. Чтобы визуально сузить широкое лицо, необходимо на щёки нанести тон потемнее, а при помощи румян скулам придать форму треугольника.
  2. Сделать длинный нос менее заметным поможет нанесение тонирующего средства на его спинку и кончик более тёмного оттенка, чем на остальные части лица.
  3. Визуально уменьшает подбородок нанесение на его выступающую часть тёмного тона.

Что касается мужчин?

Понятие совершенных пропорций мужского лица несколько отличается от женского идеала. Вот какие качества идеального мужского лица вывели физиономисты из опросов тысячи человек:

  1. Больший отрезок между глаз.
  2. Небольшой узкий нос с прямой переносицей. Длина правильного носа составляет 5,8 см.
  3. Высокие скулы.
  4. Узкое лицо.
  5. Ширина лба равна половине его высоты.
  6. Прямые брови.
  7. Отрезок от брови до линии роста волос равен 6 см.
  8. Густые волосы.
  9. Расположение ушей соответствует трети овала лица.
  10. Слегка припухлые губы.
  11. Идеально симметричное лицо.

Цена коррекции

Как было отмечено выше, сделать своё лицо более привлекательным можно разными способами – самостоятельно или при помощи услуг парикмахера, косметолога и пластического хирурга.

В зависимости от метода будут варьироваться цены на услуги. В таблице, расположенной ниже, указаны средние цены на услуги в Москве.

О красоте по правилам золотого сечения более подробно рассказывается в видеоматериале.


Создание гармоничного и привлекательного лица и тела - это одна из самых главных задач эстетических хирургов. Ежедневно сотни тысяч пациентов приходят за помощью к докторам эстетической медицины с просьбой изменить что-то в их внешности. Некоторые пациенты недовольны горбинкой на носу, другим не нравится размер груди или ширина бедер, кто-то хочет скорректировать колени или уши.

Причин обращения множество, и оперативное вмешательство - наиболее эффективный метод их решения. Но каждый хирург знает, что невозможно оперировать всех по одному и тому же шаблону, так как не существует единственно верных критериев идеального носа или груди. Для того, чтобы подарить пациенту красоту, но при этом подчеркнуть его индивидуальность, и существует правило золотого сечения..

Применение правила золотого сечения в эстетической хирургии

Удивительное правило золотого сечения было открыто тысячи лет назад египетскими жрецами, а позже его исследовали и подробно изучили такие известные личности, как Пифагор, Фибоначчи и даже Леонардо да Винчи. Его суть заключается в том, что если поделить отрезок на две неравные части, то, для достижения идеальных пропорций, его меньшая часть должна относиться к большей, как большая ко всему отрезку. Именно этим правилом Леонардо да Винчи руководствовался, рисуя свой самый известный шедевр - портрет Моны Лизы.

Применяя правило золотого сечения в эстетической хирургии лица и тела, доктор может добиться идеальных пропорций и максимально гармоничного и привлекательного результата.

А для того, чтобы адаптировать это правило под возможности современного мира, была придумана так называемая «маска красоты».

Правило золотого сечения:

  • создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения;
  • пропорции идеального лица по правилу золотого сечения;
  • правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга.

Создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения

На протяжении долгих лет американский челюстно-лицевой хирург Стивен Марквардт исправлял дефекты лиц, возникшие после травм или существующие с рождения, но далеко не всегда результат удовлетворял специалиста. Доктор решил, во что бы то ни стало, вывести формулу идеального лица, и взял за основу работы Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, посвященные правилу золотого сечения.

После длительных расчётов, измерений и анализов доктору удалось выяснить, что нос в анфас и профиль образует треугольник, стороны которого в красивом лице в 1,618 раз длиннее, чем его основание. И этот треугольник может быть преобразован в пятиугольник, который появляется на лице во время улыбки . Совместив эти геометрические фигуры на лице человека, с учетом числа золотого сечения - 1, 618, доктору удалось создать «маску красоты». Используя эту маску, можно «подогнать» черты лица под идеальные пропорции.

Пропорции идеального лица по правилу золотого сечения

В идеальном человеческом теле правило золотого сечения работает безотказно. Ученым удалось выяснить, что числу 1,618 равны отношения:

  • высоты лица к его ширине;
  • ширины рта к ширине носа;
  • высота лица к расстоянию от кончика подбородка до центральной точки соединения губ;
  • центральная точка соединения губ до основания носа к длине носа ;
  • ширина носа к расстоянию между ноздрями;
  • расстояние между зрачками к расстоянию между бровями;
  • длина кисти к длине предплечья;
  • расстояние от пупка до макушки к расстоянию от макушки до уровня плеч;
  • расстояние от пола до пупка к расстоянию от пупка до головы.

Кроме того, исследователи выяснили и такие интересные факты:

  • расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
  • через прямые линии от зрачков к уголкам губ лицо должно делиться на три равных вертикальных участка;
  • одинаковыми горизонтальными участками также являются лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа, и нижняя часть лица - от кончика носа до подбородка.

Правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга

Пластические хирурги давно выяснили, что черты лица, которые многим людям кажутся идеальными, например, ровный нос Николь Кидман или пухлые губы Анджелины Джоли, не могут смотреться одинаково привлекательно на любом лице. Именно поэтому пациенты далеко не всегда остаются довольны результатом операции , которую хирург мог провести просто идеально. Таким образом, если пациент обращаются к доктору с фотографией очередной знаменитости и просьбой «хочу как у нее», не нужно сразу же браться за нож. Гораздо лучше - предварительно примерить на своего пациента «маску красоты», и наверняка выяснить, какие же размеры, объёмы и соотношения будут для него идеальными.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, в котором соблюдены идеальные пропорции.

Правило золотого сечения - это «золотой ключик» для пластического хирурга, который поможет, подобно Леонардо да Винчи, творить действительно идеальные лица.. Больше интересных статей читайте на сайте в разделе «Пластическая хирургия».

Тема: Пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Преподаватель: Умрихин С. В. Работу сделала: студентка группы 02 -2 ПЭ Зуева М. А.

Введение: В данной презентации мы рассмотрим пропорции и пластические точки лица. Лицо человека формируется за счет черепа, хрящей, жира и мышечной ткани, сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Череп: Череп определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. Люди устроены одинаково, но всё равно очень разные. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально.

Мышцы головы и лица: Мышцы создают рельеф, так же они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока.

Мимические мышцы: Их специфика состоит в том, что они одним концом прикрепляются к костям, а другим - к коже или другим мышцам. Каждая мышца облечена в фасцию - соединительную оболочку (тонкую капсулу), которая есть у всех мышц.

Мимические мышцы делятся: Мышцы свода черепа: Надчерепная мышца; Поперечная выйная мышца; Передняя ушная мышца; Верхняя ушная мышца; Задняя ушная мышца; Мышцы окружности глаза: Мышца, сморщивающая бровь; Мышца гордецов; Круговая мышца глаза; Круговая мышца рта; Мышечная система носа: Носовая мышца: крыльная часть, поперечная часть; Мышца, опускающая перегородку носа; Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; Мышцы скул: Большая скуловая мышца; Малая скуловая мышца; Щечная мышца; Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца); Мышца, опускающая нижнюю губу; Мышца, поднимающая верхнюю губу; Подбородочная мышца.

Пропорции лица человека: Лица у людей очень разные, но есть общепринятые нормы по которым мы определяем пропорциональность лица человека: Пропорции: 1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны; 2 - глаза находятся ровно посередине черепа; 3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз); 4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии; 5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз); 6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок) ; 7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже); 8 - край нижней губы посередине основного отрезка.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.

Статьи по теме