Воспоминания о смерти. Встречи с умершими избавили от страха смерти: личный опыт Доктор сабом воспоминания о смерти

Приложение Критика учения о перевоплощении Библиография
Введение

«Я лежал в кабинете скорой помощи (intеnsivе cаrе) в Сеаттлийской детской больнице, – рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, – как вдруг я почувствовал себя в стоячем положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели.

Наконец я попал в место, наполненное ярким светом, и тут я заметил, что кто-то находится около меня. Это был некто высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, перехваченной посередине поясом. Он ничего не говорил, однако я не чувствовал страха, потому что от него веяло большим миром и любовью. Если это не был Христос, то, наверно, был один из Его ангелов.» После этого Деан почувствовал, что он вернулся в свое тело и очнулся. Эти краткие, но очень яркие и светлые впечатления оставили глубокий след в душе Деана. Он стал очень религиозным молодым человеком, что благотворно повлияло и на всю его семью.

Это один из типичных рассказов, собранных американским доктором-педиатром Мелвином Морзом (Меlvin Моrsе) и опубликованных в книге Clоsеr tо the Light . Впервые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982-ом году, когда оживил девятилетнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой «дамой,» назвавшей себя Елизаветой, – должно быть ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и беседовала с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духовный мир, Елизавета разрешила ей вернуться в свое тело. В этот период своей врачебной карьеры д-р Морз работал в больнице в городке Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки произвел на него, дотоле скептически относившегося ко всему духовному, такое сильное впечатление, что он решил поглубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной доктора Морза особенно поразило то, что она довольно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти – как в больнице, так и у нее дома – как будто она там присутствовала. Д-р Морз проверил и убедился в правильности всех внетелесных наблюдений Екатерины.

После того, как его перевели в Сеаттлийский детский ортопедический госпиталь, а потом в Сеаттлийский медицинский центр, д-р Морз занялся систематическим изучением вопроса умирания. Он расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать контакт со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели и наблюдал их умственное и духовное развитие. В своей книге «Ближе к свету» доктор Морз утверждает, что все известные ему дети, пережившие временную смерть, мужая, становились серьезными и верующими, морально чище обычных молодых людей. Все они воспринимали, пережитое ими как милость Божию и указание свыше, что надо жить для добра.

Еще до сравнительно недавнего времени подобные рассказы загробной жизни помещались лишь в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее количество докторов и психиатров отрицательно относились ко всяким духовным явлениям и не верили в существование души. И вот каких-то двадцать лет тому назад, при самом, казалось бы, триумфе материализма, некоторые доктора и психиатры серьезно заинтересовались вопросом бытия души. Толчком к этому послужила нашумевшая книга д-ра монда Муди (Rаymоnd Мооdy) «Жизнь после жизни» (Life Аftеr Life) , вышедшая в 1975 году. В этой книге д-р Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть. Рассказы некоторых знакомых побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он стал собирать сведения, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели внетелесные видения. Однако они не рассказывали об этом, чтобы их не осмеяли и не объявили бы сумасшедшими.

Вскоре после появления книги д-ра Муди падкая на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось оживленное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные диспуты на эту тему. Тогда ряд докторов, психиатров и духовных лиц, посчитавших себя задетыми некомпетентным вторжением в их специальность, задались целью проверить данные и выводы д-ра Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений д-ра Муди, – а именно в том, что и после смерти человек, не прекращает своего существования, но его душа продолжает видеть, слышать, мыслить и чувствовать.

Среди серьезных и систематических исследований вопроса умирания следует указать на книгу д-ра Михаила Сабома (Мichаеl Sаbоm) «Воспоминания о смерти» (Rеcоllеctиоns оf Dеаth) . Д-р Сабом является профессором медицины при университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти подробные документальные данные и глубокий анализ данного вопроса.

Ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга (Кеnnеth Ring), опубликованное в книге «Жизнь при смерти» (Life аt Dеаth) . Д-р Ринг составил стандартный лист для опроса людей, переживших клиническую смерть. Имена других врачей, занимавшихся этим вопросом, приведены нами в отделе библиографии. Многие из них начинали свои наблюдения, будучи скептиками. Но видя все новые случаи, подтверждающие существование души, меняли свое мировоззрение.

В этой брошюре мы приведем несколько рассказов людей, переживших клиническую смерть, сравним эти данные с традиционным христианским учением о жизни души в том мире и сделаем соответствующие заключения. В приложении рассмотрим теософское учение о перевоплощении.

Петр Калиновский. ПЕРЕХОД

ГЛАВА 4
Доктор Михаил Сабом и его проверочные работы.
Несколько свидетельств о продолжении жизни после смерти тела.
Сомнения. Необычность описанного.
"Да, это было, но этого не могло быть".
Часто ли это бывает? Трудность собирания материала.
Новым знанием делятся неохотно.
Его влияние на характер и образ жизни.

В предыдущей главе было приведено много свидетельств о жизни души независимо от тела и после смерти тела. Сообщения, сделанные докторами Муди, Сабомом, Кюблер-Росс и другими, очень интересны и важны. Случаи тщательно отобраны. В большинстве своем - это клинические истории болезни с описанием заболевания, характера смерти, примененных методов оживления и свидетельств людей, возвращенных к жизни.

Рассказы о пережитом "на той стороне" искренни и схожи, отличаясь друг от друга только в деталях; люди разных уровней образования, разных профессий, национальностей, пола, возраста и так далее говорят об одном и том же. Это поражало всех ученых, занимавшихся этим вопросом. Необразованная женщина видела и переживала -то же самое, что и профессор психологии. Обычно часть человека, вышедшая из тела, видела свое тело со стороны, часто сверху, видела врачей и сестер, старавшихся оживить его, и все, что происходило вокруг, а немного позже воспринимала и много другое.

Несмотря на их правдивость и искренность, эти сообщения все еще не были абсолютно доказательны, так как во многом они основывались на рассказах людей, прошедших через временную смерть. Не хватало объективной научной проверки - действительно ли существует этот, как его называют ученые, феномен продолжения жизни после смерти тела.

Следующий шаг сделал доктор Сабом. Он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти не выдумка и что личность после смерти тела действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, думать и чувствовать. Доктор Михаил Сабом - профессор медицинского факультета в университете Эмори в Соединенных Штатах Америки. Он специалист-кардиолог, член Американского общества кардиологов и имеет большой практический опыт реанимации (оживления). Его книга на английском языке "Воспоминания о смерти" с подзаголовком "Медицинское исследование" вышла в 1981 году. Доктор Сабом подтвердил то, о чем писали другие, но главное в его книге не это. Он провел ряд исследований, сопоставляя рассказы своих пациентов, переживших временную смерть, с тем, что фактически происходило в то время, когда они находились "по ту сторону", и что было доступно объективной проверке. Результаты его трудов подтвердили вышеописанные наблюдения других ученых. После смерти тела жизнь продолжается. Сомневаться в этом могут только те, кто не знаком с последними достижениями медицинской науки, изучающей смерть.

Доктор Сабом пишет, как он пришел к изучению этого вопроса. Он работал в больнице на ночных дежурствах со срочными вызовами к умирающим. В это время его взгляды на смерть было очень простыми. Он пишет: " Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает, и это все". Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и утешении умирающих. Он был человеком неверующим, признавая только науку, и в своей работе доверял только точным лабораторным и техническим данным. Конечно, иногда наталкивался на что-либо необъяснимое, но тогда считал, что позже наука объяснит и это.

С книгой Муди "Жизнь после жизни" он познакомился в 1976 году и описанным там случаям сначала не придал особого значения. Книжный рынок тогда, как и теперь, был наводнен самой дикой фантастикой. Книгу Муди легко было принять за интересную выдумку, однако Сабом заинтересовался и начал расспрашивать своих пациентов. Их рассказы подтвердили описанное Муди, и доктор Сабом был поражен искренностью людей, прошедших через временную смерть, и одинаковостью их переживаний.

Его больные, испытавшие состояние временной смерти, обычно никому до него о пережитом не рассказывали, друг друга не знали, и тем не менее все их рассказы говорили об одном и том же. Так, например, эти люди рассказывали, что, выйдя из тела, они могли свободно перемещаться, куда им угодно, и могли видеть и слышать происходившее в других комнатах и коридорах больницы, на улице и так далее. Они могли делать это в то время, когда их тело лежало бездыханным на операционном столе. Они могли видеть со стороны свое собственное тело и все, что с ним делали врачи и сестры, старавшиеся вернуть его к жизни.

Доктор Сабом решил проверить эти удивительные сообщения, посмотрев на них со стороны глазами объективного исследователя. Он проверял, совпадают ли рассказы больных с тем, что в это время происходило на самом деле. Действительно ли применялись те медицинские аппараты и методы оживления, которые описывали люди, бывшие в это время мертвыми, действительно ли в других комнатах, отдаленных от той, в которой находился умерший, происходило то, что последний видел и описывал.

Доктор Сабом собрал и опубликовал 166 случаев. Все они проверены им лично. Он сверял рассказы больных с историями болезни, расспрашивал тех людей, которых видели и слышали его пациенты, возвращенные к жизни, опять-таки сверяя показания тех и других. Так, например, он проверял, действительно ли описанные люди находились в комнате для ожидающих и в какое именно время. Он составлял точные протоколы с учетом места, времени, участников, произнесенных слов и так далее. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.

Такая проверка полностью подтвердила существование изучаемого феномена. Подтвердилось, что после смерти тела существование личности продолжается. Какая-то часть человека остается жить, она видит, слышит, думает и чувствует, как и раньше.

В то время когда тело было мертвым, люди видели не только включенные аппараты, но и стрелки их манометров в том положении, которое они принимали в действительности, он детально и точно описывали машины и приборы, которых они раньше не видели и о существовании которых не знали. Они слышали разговоры врачей и сестер; наблюдая сверху, они видели их прически и головные уборы, видели, что происходило за стенами комнаты, в которой лежало их тело, и так далее. Все эти удивительные сообщения получили достоверное подтверждение.

Для иллюстрации приводим несколько примеров из сообщений доктора Сабома.
Тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-летнего мужчины. Для оживления пришлось применить несколько электрических шоков. Умерший наблюдал происходившее с позиции вне своего физического тела и позже смог сделать детальное описание.

"Я был как-то отдельно, стоял в стороне. Я не участвовал, а смотрел безучастно, меня это не очень интересовало... Прежде всего впрыснули что-то через резинку, которая там для вливаний... потом они подняли меня и положили на доску. И тогда один из докторов начал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород - такая резиновая трубочка для носа, а теперь они ее вынули и положили на лицо маску. Она покрывает рот и нос. Она для давления... светло-зеленого цвета... Я помню, как они вкатили столик, на котором было что-то, как лопасти. И на нем был манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась... она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она дошла до... между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а на третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась каждый раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась... И были две лопасти с проводами от них; это - как два круглых диска с ручками. Они держали в каждой руке по диску и клали на мою грудь. На ручке были маленькие кнопки... я видел, как меня дергало..." (с. 48).

Персонал, участвовавший в реанимации, подтвердил этот рассказ во всех деталях.
Второй случай: 60-летний рабочий, переживший остановку сердца, рассказал: "...умирая, я видел там мое тело и мне было жаль бросать его... я видел все, что делалось... сперва не знал, кто это был, и тогда я посмотрел очень близко и увидел себя и не мог этого понять... как же это? Я смотрел сверху и тихо поднимался все выше".

Потом он описывает, что делали с его безжизненным телом врачи и сестры: "Я все понимал... и я видел моих родных в приемном покое госпиталя... совершенно ясно... они стояли там - моя жена, мой старший сын, моя дочь, а также доктор... нет, не было никакой возможности, чтобы я был где-то там, меня в это время оперировали... но я видел их и чертовски хорошо знаю, что я был там... я не знал, что происходит и почему они плакали. А потом я пошел дальше, я попал в другой мир" (с. 154).

Доктор Сабом позже расспросил жену и дочь своего пациента. Жена полностью подтвердила рассказ своего мужа. Дочь тоже "помнила, что в это время они втроем были в комнате для ожидающих и разговаривали с врачом ее отца.

Такое состояние временной смерти может наступить у человека не только при остановке сердца, но и при других обстоятельствах, например во время хирургической операции. Доктор Сабом приводит один из таких; случаев. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем и, конечно, без сознания. Он был с головой укрыт операционными простынями и физически не мог ничего видеть или слышать. Позже он описал свои переживания. Он видел в деталях операцию на своем собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что действительно происходило.

Вот короткие выдержки из его длинного рассказа: "Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, очевидно, заснул, я ничего не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где оперируют. А потом вдруг я увидел, что комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Мое сознание вернулось... но они уже что-то сделали со мной... моя голова и все тело были покрыты простынями... и тогда я вдруг начал видеть то, что делается... я как бы был на пару футов над моей головой, будто был еще одной персоной в комнате... я видел двух докторов, как они зашивали меня... они пилили грудную кость... я мог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра... она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины..."
Он описывает ход операции: "...много инструментов... они (доктора) называли их зажимами... я удивился, я думал, что везде будет много крови, а ее было очень мало... и сердце не такое, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темнее, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета... Доктор С. стоял с левой стороны, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал... и у них был большой спор, нужно ли делать обвод или нет. И решили этого не делать... У всех докторов, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью... это было странно и, по-моему, антигигиенично..." (с. 93 - 96).

Описанный больным ход операции совпадал с записями в операционном журнале, сделанными, конечно, другим стилем.

В истории болезни было отмечено, что восстановить кровообращение было трудно - подтверждение тому, что больной действительно пережил состояние временной смерти.
Очень интересно самое начало этого рассказа, когда больной, сам не размышляя и не стараясь понять, описывает простыми словами два совершенно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае - потеря сознания, полное "ничто"; во втором - способность со стороны видеть свое собственное тело и все окружающее, способность видеть, слышать, думать и чувствовать, находясь вне своего тела.

Повторяю его слова: "Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку. Я, очевидно, заснул, я ничего не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где они оперируют". Это - действие наркоза. Многие из нас точно так, но ошибочно, представляют себе и смерть - полное ничто, отсутствие каких-либо восприятий. Однако больной продолжает: "А потом я вдруг увидел... мое сознание вернулось... я видел двух докторов, как они зашивали меня, я слышал их разговоры, я мог понимать... я был вне моего тела". Это не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в данном случае после временной смерти тела.

Конечно, многие совсем иначе представляют себе смерть. Тем из нас, кто отошли от христианства и о Боге и о душе вообще не вспоминают, тем трудно принять факт, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает сознательное существование.
Это относится и ко многим врачам. Возникали сомнения и у ученых, изучавших феномен "жизни после жизни".

Конечно, рассказы, вроде приведенных выше, когда вы их слышите в первый раз, могут показаться просто выдумками. Поверить в этой вот так, сразу, трудно, и не только вам или мне. Не сразу поверили и все трое названных нами ученых: Кюблер-Росс, Муди и Сабом.

Все трое - люди далекие от какой-либо фантастики, спокойные и серьезные ученые. Их книги написаны сухим, точным языком, без всяких украшений. Их целью являлось не удивить или развлечь читателя, а объективно проверить новые данные. Все сомнительное они отбрасывали и выводов по сути не делали, ограничиваясь изложением фактом.

Они долго не знали друг друга и работали отдельно, но результаты наблюдений всех троих оказались идентичными. Все они начали работу, будучи скептиками, верившими науке, а не религии, ожидая, что их исследования, скорее всего, покажут ошибочность и ненаучность верований в загробную жизнь. Но все трое были объективными учеными и, встретив неожиданное, не побоялись признать его и подтвердить своим авторитетом, хотя это могло уронить их в глазах собратьев-ученых, в большинстве своем настроенных скептически. Все трое стали людьми верующими. Доктор Кюблер-Росс, отвечая на вопрос, сказала, что для нее это не вопрос веры, потому что она совершенно твердо знает, что после этой жизни на земле будет другая.

В начале своих трудов все трое ученых встретились с сомнениями; а не выдумывают ли или хотя бы не приукрашивают те, кто рассказывает о своих фантастических переживаниях? Почему так мало подобных свидетельств? Почему мы начали узнавать об этом только так недавно?

Однако оказалось, что такие случаи совсем не редкость. Доктор Сабом позже начал читать лекции о жизни после смерти и по окончании лекции приглашал желающих выступать. Каждый раз в аудитории из 30-35 человек находились один или двое, сообщавших, что и на их долю выпали подобные переживания. И все эти переживания, хотя и разнились в деталях, в основном были близки одно к другому у людей разного социального положения, профессии и так далее. У верующих и у неверующих, у простых людей и у ученых - одно и то же.

На вопрос: "Почему вы до сих пор никому об этом не рассказывали?" - обычно следовал ответ: "Я боялся, что мне не поверят, будут высмеивать или сочтут ненормальным".

Были и такие, которые просто не могли освоить происшедшее. Один из них, пытаясь объяснить, сказал: "Да, это было, но этого не могло быть".

Все трое ученых пишут об искренности тех людей, которые рассказывали о пережитом, и что у них не было сомнений, что все это произошло на самом деле. Многие из тех, кто ближе узнал, что такое смерть, пришли к вере в Бога и изменили свой образ жизни: они стали серьезнее и глубже. Некоторые переменили профессию, некоторые пошли работать в больницы или дома для престарелых, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.

Один из побывавших "там" мужчин, закончив свой рассказ, сказал, что, по его мнению, все это было показано ему Богом. Он" может объяснить это только так. Теперь он знает, что есть жизнь после смерти, а не просто смерть. Проникнув в этот большой секрет, он потерял страх. Он думает, что Бог не хотел его смерти, а дал ему взглянуть на эту большую тайну и потом отправил его назад.

Соприкосновение с тем, что лежит за гробом, меняет характер людей в лучшую сторону.

Большая перемена произошла и с самим доктором Сабомом. Он кончает свою научную, во многом статистическую книгу на религиозной ноте. Он пишет, что, встречаясь лицом к лицу со смертью, люди получали что-то от Духа (с большой буквы), что оставалось потом в их жизни. А последняя фраза его книги - это цитата из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам: "Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13,12-13).

(Продолжение следует)

Впервые серьезное внимание к процессу смерти было обращено в 60-е г. в связи с публикацией книги, озаглавленной «О смерти и умирании» («On Death and Dying»), написанной известным психиатром, шведкой Элизабет Кублер-Росс. Она работала с бывшим узником нацистского концлагеря и убедилась, что в момент смерти случается что-то неожиданное.

Доктор Раймонд Моуди еще молодым студентом факультета философии натолкнулся на опыт с д-ром Джорджем Ричи, психиатром из Вирджинии.

Объявили, что Ричи умер от двусторонней пневмонии, но он пережил состояние клинической смерти, которое как таковое в то время еще не было изучено и признано.

Моуди собирал подобные рассказы для своего будущего бестселлера «Жизнь после жизни», которое положило начало исследованию феномена клинической смерти.

Постепенно к этой работе подключились ученые других специальностей. В числе их — американский кардиолог д-р Майкл Сэйбом (Сабом), опубликовавший в 1982 г. результаты своих наблюдений: «Воспоминания о смерти: медицинские исследования». Будучи поначалу скептиком, Сэйбом искал медицинское подтверждение тому, что такие случаи реальны, проверяя, может ли пациент описать приемы реанимации, применяемые на нем. Если да, то он мог их видеть лишь из своего парящего бестелесного состояния.

Сэйбом и Моуди просили у научного общества разрешения серьезно заняться изучением этого явления. В дальнейшем была создана Международная ассоциация изучения явления клинической смерти — место, где ученые могли обмениваться открытиями и идеями.

В Британии филиал этой Ассоциации открыла Маргот Грей , психолог и врач-практик в клинической психотерапии. Маргот сама испытала клиническую смерть, путешествуя по Индии в 1976 г. Ее исследования появились в книге «Возвращение из мертвых».

Легализации этих работ в глазах научной общественности мы во многом обязаны д-ру Кеннету Рингу . Он сумел показать, что религиозные убеждения, возраст и национальность не отражаются на опыте. Как человеку, интересующемуся измененным состоянием сознания, ему стоило лишь услышать историю о виденном во время клинической смерти, чтобы серьезно увлечься этой проблемой.

Это случилось в 1977 г., и с тех пор Ринг занимается изучением клинической смерти и сопряженными явлениями. Именно Ринг создал Международную ассоциацию.

В 1992 г. д-р Ринг опубликовал результаты углубленного исследования случаев клинической смерти в сравнении с якобы «временными похищениями» людей инопланетянами. Такая идея казалась крайне вызывающей, если не абсурдной. Но «Проект Омега» показал, что в этих явлениях явно присутствует нечто общее.

В обоих случаях человек находится в измененном состоянии сознания и испытывает сходные необычные визуальные ощущения. В дальнейшем и те и другие возвращаются с измененными взглядами на жизнь и с усилившимися психическими способностями. Д-р Ринг считает, что, в отличие от нас, у таких людей иное восприятие реальности.

Дэвид Лоример , бывший учитель из Уингестера, председатель Ассоциации (1992). Он говорит:

«Некоторые ученые описывают видения в состоянии клинической смерти как чистые галлюцинации, потому что их образование заставляет их так реагировать. У нас записано много примеров клинической смерти без церебральной иноксии (кислородного голодания мозга). Сейчас мы разработали программу классификации и сортировки многих писем с сообщениями об этом феномене. Затем мы проведем научное исследование и опубликуем результаты в статьях научных журналов».

Д-р Питер Фенуик работает консультантом по вопросам нейрофизиологии в больнице Св. Томаса и больнице Модели в Лондоне. Он также является президентом Ассоциации. Д-р Фенуик считает, что загадку клинической смерти можно объяснить более общедоступными терминами:

«Ответ зависит от того, придерживаюсь я научной или общепринятой точки зрения. Обе могут быть приняты во внимание. Может быть, есть связь с квантовой механикой. Всемирная точка зрения на жизнь после смерти могла бы помочь постичь ее реальность, а не найти обходной путь».

Естественно возникает вопрос: имеются ли какие-либо другие свидетельства, независимые от описаний, даваемых людьми, пережившими смерть, которые подтверждали бы реальность того, что мы называем опытом смерти? Многие люди сообщают о том, что когда они были вне своего тела, они видели события, совершающиеся в физическом мире. Подтверждаются ли какие-нибудь из этих сообщений другими свидетелями, в отношении которых известно, что они присутствовали рядом?

В отношении довольно большого числа случаев на этот вопрос можно ответить абсолютно утвердительно — «Да!». Более того, описания событий, которые содержатся в свидетельствах людей, переживших внетелесный опыт, отличаются весьма большой точностью.

Несколько докторов говорили, что они просто не в состоянии понять, каким образом пациенты не имеющие никаких медицинских знаний, могли так детально и правильно описать процедуру реанимации, тогда как врачи, проводившие реанимацию, точно знали, что пациенты мертвы.

В нескольких случаях пациенты рассказывали о том, с каким изумлением встречали врачи и другие люди их рассказы о том, что происходило вокруг, пока они были «мертвы».

Так, например, одна девушка рассказывала, что пока она была мертва и находилась вне своего тела, она прошла в другую комнату, где она увидела свою старшую сестру, которая плакала и шептала: «О, Кэтти, пожалуйста, не умирай!». Позже, ее сестра была крайне удивлена, когда Кэтти рассказала ей, где она ее видела и что та (сестра) говорила в это время.

Рассказывает польский журналист А. Донимирский, автор книги "Один ли раз мы живем?":

"Инженер Стефан Янкович в 1964 году попал в тяжелую автомобильную катастрофу. Он был выброшен из машины и найден на дороге без сознания. Будучи возвращенным к жизни, инженер описал свои "видения" начиная с момента потери сознания. Янкович говорит о трех фазах этого "сна".

Первая фаза началась сразу после потери сознания, в образе пребывания вне тела. Янкович был убежден, что умер, однако не ощущал никакого страха, а скорее интерес, что же сейчас произойдет? Чувствовал, что как бы плывет, а также слышит разные голоса, видит фигуры и т. д. Янкович рассказывает:

Казалось, что кто-то меня несет, кто-то заботится обо мне и управляет мной, проводя все выше, в иной мир, поскольку я был там абсолютным новичком.

По мере вознесения вверх инженера наполнял покой, возвращалось чувство равновесия, утраченное в момент автокатастрофы.

Вторая фаза. Теперь он парил над местом автомобильной аварии.

Я видел свое тяжко израненное, безжизненно лежавшее тело. Видел машину и людей, собравшихся вокруг нее. Я мог хорошо слышать, о чем они переговаривались между собой. Врач сделал мне какой-то укол. Я слышал, как он говорил, что у меня сломаны ребра и поэтому нельзя сделать массаж сердца. Обратил внимание и на то, что он разговаривал со смешным итальянским акцентом. Наконец врач сказал: "Ничего нельзя поделать. Он уже мертв".

Третья фаза. Янкович вспоминает ее как своего рода фантастический спектакль, состоявший из ряда образов и сцен из прожитой им жизни. Каждая сцена или каждый фрагмент жизни воспроизводились с мельчайшими подробностями.

Однако у "режиссера", - говорит Янкович, - имелся свой особенный способ "инсценировки", поскольку сначала я видел последнюю сцену, то есть момент моей смерти. А уже потом наблюдал другие сцены - одну за другой, вплоть до дня моего рождения. Очередность демонстрации сцен, следовательно, была противоположной истории моей жизни. В этом "спектакле" был я не только главным актером, но одновременно и зрителем. Это очень трудно объяснить. Я как бы "плавал" в некоем пространстве, где раздвоился и видел себя со стороны, слышал все, что говорил…

Укол прямо в сердце, сделанный врачом, вернул инженера Янковича к жизни".

"Веками люди, находившиеся на волосок от смерти - бывшие в состоянии глубокого беспамятства, возвращались потом к жизни и рассказывали, что пережили. По их словам, они видели свое безжизненное тело, потом видели некий ослепительный свет, вслед за этим - прекрасный пейзаж, на фоне которого появлялись духи умерших дорогих им людей" - так начинается книга М. Сэмбона "Воспоминания о смерти. Медицинские исследования" (Нью-Йорк, 1986).

Как видно по названию, эта книга - не эссе и тем более не роман. Это рассуждения хирурга из штата Джорджия, записавшего рассказы людей, которые побывали на пороге смерти.

Сорокатрехлетний служащий говорит:

Я проник в светящийся круг. Навстречу мне вышли дедушка с бабушкой, отец и дядя, недавно покончивший жизнь самоубийством. Все они были одеты в белые халаты и улыбались. Никогда прежде я не видел их такими здоровыми и счастливыми. Я потянулся обнять их, но они дружно отстранились от меня. Отошли в сторону, молчаливыми кивками прощаясь со мной. Бабушка обернулась, уходя, и сказала: "Вскоре мы встретимся вновь".

А вот еще один рассказ из книги "Воспоминания о смерти" - сообщение менеджера из штата Флорида, который в 1970 году попал в автокатастрофу. Его привезли в операционную, и там он потерял сознание.

Я оказался в темном черном тоннеле, - вспоминает менеджер, - но в глубине тоннеля был виден свет, как будто кто-то держал там в руке зажженную лампу. Я двинулся по направлению к свету. И тут вдруг обнаружил, что несусь вперед по воздуху со страшной скоростью. Свет становился все ярче. Все вокруг было уже не черного, а голубого цвета прекрасного оттенка, которого я никогда ранее не видел… Потом я почувствовал, как кто-то погладил меня по голове, и услышал приказывающий голос: "Возвращайся. Твое дело на Земле еще не закончено…" Голос был столь громким, что напоминал гром.

Несколько свидетельств подтверждающих продолжение жизни после смерти физического тела человека.
Рассказы о пережитом “ ” искренни и похожи между собой, отличны лишь в деталях; люди с разным уровнем образования, различных профессий, национальностей, пола, возраста и т. д. рассказывают об одном и том же. Это поражало всех исследователей, которые занимались этим вопросом. Малообразованная женщина видит и переживает то же самое, что и академик. Как правило часть человека, выходившая из тела, могла видеть свое тело со стороны, часто сверху, видела медиков, пытавшихся оживить его, и все, происходящее вокруг, а немного поздней воспринимала и многое другое.

Несмотря на искренность, такие сообщения все же не были совершенно доказательными, так как в большинстве своем они основывались на рассказах людей, которые прошли через временную смерть. Не доставало объективной научной проверки – в действительности ли существует феномен продолжения жизни после смерти физического тела.

Следующий шаг был сделан доктором Сабом. Им были организованы проверочные наблюдения подтвердившие, а по сути доказавшие, что не выдумки и что личность после смерти тела в действительности продолжает свое существование, сохранив способности думать, видеть, слышать и чувствовать.

Доктор Михаил Сабом – профессор медицинского факультета в университете Эмори в США. Он специалист-кардиолог, член Американского общества кардиологов и у него имеется большой практический опыт в области реанимации (оживления).

С книгой “Жизнь после жизни” он познакомился в 1976 г. и описываемым там случаям вначале не придал серьезного значения. Книжный рынок в те времена, как и теперь, был переполнен самой диковинной фантастикой. Рассказанное Моуди с легкостью можно было принять за любопытную выдумку, но все же Сабом заинтересовался и решил расспросить своих пациентов. Рассказанное ими подтверждало то о чем писал Моуди, и доктора Сабома поразила искренностью людей, которые прошли через временную смерть, и схожестью пережитого ими.

Его пациенты, побывавшие на пороге жизни и смерти, как правило никому до него о пережитом не говорили, между собой были не знакомы, и все же рассказанное ими говорило об одном и том же. Так, к примеру, пациенты рассказывали, что, выйдя из тела, они без труда, свободно перемещались, куда им хотелось, и видели и слышали то что происходило в других палатах и коридорах больницы, на улице и т. д. Они делали это тогда, когда их физическое тело лежало без признаков жизни на операционном столе. Они видели со стороны свое тело и все реанимационные мероприятия проводимые с ним в операционной.

Доктор Сабом захотел проверить эти невероятные сообщения, взглянув на них со стороны глазами объективного исследователя. Он начал проверять, совпадает ли рассказанное больными с происходящим в это время в действительности. На самом ли деле применяли те медицинские аппараты и методы реанимации, которые описывали люди, бывшие тем временем мертвыми, в действительности ли в других комнатах, отдаленных от той, в которой лежал умерший, происходило то, что последний видел и описывал.

Михаил Сабом насобирал и опубликовал 116 случаев, проверенных им лично. Он сверял рассказанное больными с историями болезни, расспрашивал людей, которых видели и слышали его больные, вернувшиеся после смерти, опять-же сверяя показания тех и других. Так, к примеру, он проверял, в действительности ли описанные люди были в комнате для ожидающих и в какое именно время. Он вел точные протоколы учитывая место, время, участники, произнесенные слова и т. д. Для своих исследований он отбирал лишь психически здоровых и уравновешенных людей.

Эта проверка полностью подтверждала существование изучаемого феномена. Было подтверждено, что после смерти физического тела существование личности продолжается. Некая часть человека остается жить, она способна видеть, слышать, думать и чувствовать, как и раньше.

Тогда когда тело было мертвым, люди видели не только включенные аппараты, но и стрелки их манометров в тех положениях, в которых они были фактически, они в деталях и точно давали описания машин и приборов, которых они ранее не видели и о существовании которых не знали. Они пересказывали разговоры медиков; наблюдая сверху, они описывали их прически и головные уборы, видели, происходящее за стенами комнаты, в которой находилось их тело, и так далее. Все эти удивительные сообщения были достоверно подтверждены. Для наглядности приведем несколько примеров из сообщений доктора Сабома.

Тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-х летнего мужчины. Для оживления было применено несколько электрических шоков. Умерший следил за происходящим с позиции вне своего физического тела и в последствии дал детальное описание.

“Я был как-то отдельно, находился в стороне. Я ничего не участвовал, а наблюдал безучастно, мне это был не очень интересно… Вначале впрыснули что-то через резинку, которая там для вливания… после они меня подняли и уложили на доску. И тогда один доктор стал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород – такая резиновая трубка для носа, а потом они ее вытащили и положили на лицо маску. Она закрывает рот и нос. Она для давления… светло-зеленого цвета…

Я видел, как они закатили столик, на котором лежало что-то, как лопасти. И на нем находился манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась… она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или другом приборе. Первый раз она дошла до… между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а в третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась всякий раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась… И были две лопасти с проводами от них; это – как два круглых диска с ручками. Они держали а руках по диску и клали мне на грудь. На ручке были маленькие кнопочки… я видел, как меня дергало…”.

Персонал, принимавший участие в реанимации, подтвердил сказанное во всех деталях.


Второй случай: 60-ти летний рабочий, который пережил остановку сердца, говорил: “…умирая, я увидел там мое тело и мне было жалко оставлять его… я видел все, что делали… вначале не знал, кто это был, и тогда я посмотрел с близкого расстояния и увидал самого себя и не мог этого понять… как же это? Я смотрел сверху тихо поднимаясь все выше”.

После он описал, что делали медики с его безжизненным телом: “Я все осознавал…, и я видел моих родственников в приемном покое госпиталя… абсолютно ясно… они находились там – моя жена, мой старший сын, моя дочь, и доктор… нет, было невозможно, чтобы я находился где-то там, мне же в это время делали операцию… но я видел их и очень хорошо знаю, что я был там… я не знал, что произошло и почему они плачут. А после я отправился дальше, я попал в другой мир”.

Доктор Сабом позднее расспрашивал жену и дочь больного. Жена полностью подтвердила рассказанное мужем. Дочь также помнила, что тогда они втроем находились в комнате для ожидающих и говорили с доктором ее отца.

Больной находился , под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем. Его с головой укрыли операционными простынями и физически не мог ничего увидеть или услышать. Позднее он рассказал о своих переживаниях. Он наблюдал в деталях операцию на своем собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что в действительности происходило.

Вот небольшие выдержки из его длинного рассказа: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, вероятно, уснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции. А потом неожиданно я увидал, что комната освещена, но не так ярко, как я мог ожидать. Мое сознание возвратилось… но они уже что-то сделали со мной… моя голова и все тело были закрыты простынями… и тогда я неожиданно стал видеть то, что происходит… я как бы был на пару футов над моей головой, словно был еще одной персоной в операционной… я видел двух врачей, как они зашивали меня… они пилили грудную кость… я смог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра… она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины…”.

Он описал ход операции: “…много инструментов… они (врачи) говорили на них зажимы… я был удивлен, я думал, что везде должно быть много крови, а ее было очень мало… и сердце выглядит не так, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое к низу, как африканский континент. Вверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темней, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета… Доктор С. стоял с лева, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал… и они много спорили, надо ли делать обвод или нет. И решили этого не делать… У всех врачей, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью… это было странным и, по-моему, антигигиенично…”.

Описание хода операции пациентом, совпадало с записью в операционном журнале, сделанной, разумеется, другим стилем.
В истории болезни отмечалось, что восстановить кровообращение было трудно – подтверждением тому, больной в действительности пережил состояние клинической смерти.
Очень любопытно самое начало рассказанного, когда больной, сам не думая и не пытаясь понять, описывает простыми словами два абсолютно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае потеря сознания, полное “ничто”; во втором возможность со стороны наблюдать за своим собственным телом и за всем окружающим, способности думать, видеть, слышать и чувствовать, находясь вне своего тела.

Повторяю его слова: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку. Я, вероятно, заснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции”. Это – действие наркоза. Многие из нас точно так, но ошибочно, представляют себе и смерть – абсолютное ничто, отсутствие каких-то восприятий. Однако пациент продолжает: “А потом я неожиданно я увидал… мое сознание возвратилось… я видел двух врачей, как они зашивали меня, я слышал их разговоры, я мог понимать… я был вне моего тела”. Это уже не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в этом случае после временной смерти физического тела.

Конечно, многие по другому представляют себе смерть. Тем кто отошел от христианства и от Бога, и о душе вообще не вспоминают, тем трудно принять факт, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает осознанное существование.
Это имеет отношение и к многим врачам. Появлялись сомнения и у ученых, изучавших феномен “жизни после смерти”.

Конечно, рассказанное выше, когда вы о подобном слышите впервые, может показаться простой выдумкой. Поверить в это вот так, сразу, трудно, и не только вам или мне. Не сразу поверили в это и ученые: Моуди и Сабом.
Они – люди далекие от какой-то фантастики, спокойные и серьезные ученые. Их книги написаны сухим, точным языком, без каких либо прикрас. Их целью было не удивлять или развлекать читателя, а объективно проверить новые данные. Все сомнительное они отбрасывали и выводов по сути не делали, ограничиваясь изложенными фактами.

Статьи по теме