Развитие координации рук. Упражнения для развития ловкости и координации движений. Развитие навыка с детства

От координации движений и ловкости зависит точность перемещения тела человека в пространстве и совершения движений руками, ногами или пальцами относительно команд, поступающих от головного мозга. Эти навыки начинают развиваться еще в детстве, но этому можно поспособствовать.

Простые действия, улучшающие координацию

Для развития координации движений есть физические упражнения, но дополнительно можно выполнять несложные действия даже в повседневной жизни. К примеру, при поездках в общественном транспорте учитесь сохранять равновесие без поручней, но не отходите от них слишком далеко и будьте готовы себя подстраховать. И никогда не упускайте возможность побегать с ребенком или поиграть с ним в активные игры.

Упражнения для развития координации и ловкости рекомендуется выполнять ежедневно, уделяя занятиям по 15-20 минут. Ниже мы рассмотрим более 10 упражнений на координацию, среди которых вы сможете выбрать несколько подходящих. Начинайте с простых, но постепенно усложняйте себе задачу. Наши упражнения на координацию предназначены для развития ловкости рук, ног или всего тела.

Тренировка координации рук

Для выполнения первого упражнения необходимо расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую держать напротив живота (примерно на удалении 10 см). Затем первой рукой нужно дотронуться до головы, а второй начать описывать круги вокруг живота. Поначалу эти простые движения руками могут даваться вам с большим трудом, но постепенно вы натренируете ловкость и координацию, и сможете обеими руками выполнять разные действия.

Следующее упражнение для развития ловкости и координации рук, подходящее для взрослых и детей, предполагает вращение рук в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Вам наверняка знакомо это разминочное упражнение еще со школы. Попробуйте выполнить одновременно 10-15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.

Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат). Поначалу эти упражнения покажутся вам невыполнимыми, но регулярная тренировка помогает развить свои навыки до нового уровня.

Среди более сложных упражнений на развитие ловкости с координацией выделяют жонглирование. Возьмите по шарику в обе руки и начните их попеременно подбрасывать вверх и ловить: правая рука побрасывает, и она же ловит, и так же с левой. Затем упражнение на ловкость можно усложнить: левая рука подкидывает, а правой нужно ловить, и наоборот. Далее можно добавить еще третий мячик и начать учиться жонглированию. Этому непросто научиться, но при регулярных тренировках вы быстро улучшите свои навыки.

Упражнения на координацию и ловкость ног

Особенно важна координация и ловкость ног для футболистов, которые на тренировках выполняют специальные упражнения для развития этих навыков. С их помощью вы научитесь не только сохранять равновесие, но и выполнять самые сложные и быстрые движения ногами.

Первое упражнение - это всем известные еще с детства классики. Можете начертить на земле ячейки, купить специальную фитнес-лестницу или зрительно распределить пол на несколько квадратов. Для начала вам нужно встать на две ноги, расставленные примерно на ширину плеч, а затем сделать прыжок вперед и приземлиться на одну ногу (например, левую). Далее отталкиваемся и приземляемся впереди снова на обе ноги, а со следующим прыжком приземляемся уже на правую стопу. И так продолжаем, выполняя с каждым разом упражнение все быстрее и быстрее.

Далее переключаемся на более сложные прыжки, начиная вновь с постановки ног на ширине плеч, а затем делаем два шажка обеими ногами вперед. Далее левой ногой шагаем вперед и влево, а правой вперед и вправо, а затем левой вперед вправо и правой вперед влево (вернетесь к постановке стоп на ширине плеч), и так далее по кругу.

Вышеописанные упражнение хорошо подходят для развития ловкости, но если хотите сделать упор именно на координацию, попробуйте следующее: сядьте на края стула или дивана и вытяните ноги вперед в воздухе. Начните одной ногой выполнять движения вверх-вниз, а другой влево вправо. После этого усложните себе задачу обведением разных геометрических фигур.

Развитие общей координации

Теперь рассмотрим 5 гимнастических упражнений на развитие координации всего тела, при выполнении которых вам не потребуется специальное оборудование:

  • Становимся на одну ногу, разводим руки в стороны и поддерживаем равновесие. Если легко справитесь с этой задачей, попробуйте.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгните и приземлитесь на другую, и затем наоборот.
  • Можно выполнять упражнение для координации с мячом: встаньте напротив стены на одной ноге и начните кидать в нее мяч, а после отскакивания ловите его и бросайте снова.
  • Встаньте, скрестив руки и ноги, а затем в прыжке поменяйте их местами и приземлитесь, а затем повторите.
  • Ровно встаньте и одну согнутую в колене ногу отведите в сторону, а на другой поднимитесь на носочек. Поднятую ногу плавно верните на пол и сделайте аналогичное движение в обратную сторону.

Как развить ловкость и координацию у детей?

Описанный комплекс подходит взрослым людям и подросткам, а детям младшего возраста и дошкольникам подойдут другие тренировки. Начинать развивать ловкость и координацию лучше именно с малых лет, так как дети легче поддаются тренировкам.

В возрасте 2-3 лет у детей минимальный двигательный опыт и координация плохо развита, поэтому первые упражнения должны быть максимально простыми:

  • ходьба по линии;
  • перешагивания через какой-нибудь предмет;
  • приседания;
  • наклоны в разные стороны.

В 3-4 годика ребенку для развития ловкости и координации можно начать ходить с ним по бревну или бордюру, увить его залезать и слезать со скамейки, быстро обходить разные препятствия и бегать змейкой. Но не забывайте страховать своего малыша, чтобы ребенок не травмировался.

Для дошкольников возрастом 5-6 лет нужны более сложные упражнения, развивающие общую координацию и мелкую моторику. Попросите ребенка встать, закрыть глаза, вытянуть руку вперед и затем дотронуться указательным пальцем до носа. Также продолжайте ходить с малышом по бревнам, скамейкам и бордюрам, учите подниматься и спускаться по лестницам, но усложняйте задачу подъемом рук над головой, складыванием их на груди или вытягиванием в стороны.

Упражнения для школьников в 7-8 лет на координацию и ловкость еще более сложны в выполнении. Например, при ходьбе по бревну или бордюру попросите ребенка сесть на корточки и развернуться кругом. Каждая тренировка для ребенка должна быть, как своеобразная игра, поэтому старайтесь увлекать его и заинтересовывать. Можете добавлять несложные упражнения, предназначенные для взрослых, которые были описаны выше.

Как развивается зрительно-моторная координация?

Для развития зрительно-моторной координации у детей дошкольников или школьников тоже можно использовать специальные упражнения. Плохая моторика вызывает у ребенка сложности при обведении фигур, рисовании картинок по образцу и выполнении других несложных задач. Из-за этого снижается работоспособность малыша и ему труднее научиться письму.

Для развития координации зрительных и моторных функций у школьников начальных классов или дошкольников можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • срисовывать геометрические фигуры и более сложные предметы;
  • дорисовывать картинки;
  • обводить изображения по контурам;
  • штриховать изображения в пределах границ контура;
  • брать мелкие предметы, используя указательный и большой палец, указательный и средний, большой и мизинец.

Постепенно навыки ребенка натренируются, и его координация с ловкостью будут заметно улучшены.

Увлекающимся спортом и активным отдыхом необходимы упражнения для развития быстроты и ловкости, координации движений. Данные умения позволяют победить в спортивных состязаниях, получить удовольствие от подвижных игр, избежать травм. Некоторые убеждены, что стать ловким невозможно, это врожденное качество и потому не поддается совершенствованию. На самом деле разработаны специальные упражнения, позволяющие развить данные способности тела.

Что такое ловкость

Происхождение слова «ловкость» восходит к слову «лов» – «ловить». Раньше от данного умения зависела способность рыболова или охотника добыть достаточное количество пищи.

Как правило, под ловкостью подразумевается комбинация разных качеств: гибкости, быстроты реакции, подвижности, скоординированости и точности движений.

Если данные качества достаточно развиты, организм приобретает особенный тонус, не позволяя различным неожиданностям застать себя врасплох.

Турист, перепрыгивая через кустарник возле незамеченного вовремя глубокого ручья, уже в полете сумеет среагировать эффективно и правильно.

Как оценить текущее развитие координации

Перед началом занятий стоит оценить текущий уровень развития зрительно-моторной координации с помощью несложного теста на чувство равновесия.

  • Встать на одну ногу, согнуть другую и подняв ее повыше, но чтобы было комфортно. Простояв минуту, повторить тест на другой ноге.

Насколько легко получилось удерживать равновесие? На какой ноге легче стоять? Как правило, в течение жизни удается лучше развить ту или иную ногу.

Выполнить данный тест с закрытыми глазам. Задача – удерживать равновесие на каждой ноге 30 секунд. Если тест пройти не удалось, необходимы упражнения на развитие координации движений.

Как правильно развивать координацию движений


Цель тренировок – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:

  • Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
  • Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
  • В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
  • «Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
  • Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
  • Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.

Как развить ловкость и координацию в домашних условиях

Простой способ увеличить скорость реакции – выполнять традиционные движения из непривычного положения, в непривычных условиях. Цель данных занятий – сохранять чувство равновесия, научиться как можно быстрее запоминать новые движения, воспроизводить их с максимальной скоростью и точностью.

Начинать заниматься стоит с простых комбинаций. Чем сложнее и быстрее выполняемые движения, тем выше интенсивность тренировки.

В результате спортивных занятий нагрузку получает не только мускулатура, но и нервная система.

Развитию ловкости помогают спортивные игры: баскетбол, хоккей, футбол. Полезен бег по пересеченной местности с препятствиями, которые приходится огибать, перепрыгивать.

Развить координацию движений, ловкость помогают ходьба по гимнастическому бревну, рельсу, поребрику. Для усложнения упражнения перемещать вокруг туловища мяч, передавая его из одной руки в другую.

Упражнение 1. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки. Через 10-15 движений поменять направление вращения рук.

Упражнение 2. Поместить ладонь правой руки на расстоянии 5-10см над головой. Поднимать и опускать ладонь, дотрагиваясь темени. Одновременно ладонь левой рукой описывает круги параллельно плоскости живота.

Упражнение 3. Стоя вытянуть вперед правую руку. Вращать выпрямленной рукой по часовой стрелке, а ее кистью против часовой стрелки. Движения выполняются 10-15 раз, плавно и без рывков. Повторить для другой руки.

Упражнение 4. Обе выпрямленные руки вытянуты перед собой. Одна рука выполняет произвольные движения, другая рисует ту или иную геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, и т.п. Через 10-15 движений руки меняются ролями.

Какие спортивные упражнения развивают ловкость и быстроту

Простейший способ развить силу рук, спинные мышцы, координацию движений – ходьба на руках, толкая руками перед собой мяч.

Развивают реакцию, глазомер и точность движений попеременное перебрасывание между партнерами мяча, отскочившего от стены. Один участник кидает мяч, который отскакивает от стены, партнер ловит мяч и аналогичным способом возвращает назад.

Следующее упражнение на развитие быстроты, ловкости и координации: прыгать на месте и одновременно «вести» мяч. Для усложнения движений в прыжке поворачивать туловище на 90 градусов вправо или влево, вести одновременно два мяча.

Координацию движений, силу ног развивают перепрыгивания через гимнастическую скамейку на двух ногах, на одной ноге, с одновременным ведением мяча. Перепрыгивать можно боком, спиной вперед.

Еще одно упражнение — подбросить мяч, кувыркнуться, поймать мяч. Для усложнения постараться успеть встать, подпрыгнуть и поймать мяч в прыжке.

Изменено: 16.08.2018

Как получаются «зажатые руки»?

Зажатые руки – всеобщая координационная трагедия.
Они доставляют больше всего беспокойства. Учителя «классической школы» сталкиваются с этой «проблемой» сразу, и трудятся над руками ученика в первую очередь и всю жизнь. Как много детей пришли учиться музыке, чтобы уйти с округлыми ладошками и прямой кистью, но без малейшего желания играть!
Я не знаю другой профессии, связанной с работой пальцев, где было столько одержимости с «проблемой рук».
Никогда не видела, чтобы годовалых малышей, едва научившихся стоять на ногах, тренировали ходить балетным шагом – «а то у них разовьется неправильная походка». Тем более не видела, чтобы карапуза, впервые схватившего ручонкой ложку, стали учить правилам этикета, и дико нервничали, что он «до сих пор не владеет ножом».
Порой мне кажется, что учителя фортепиано – выходцы с другой планеты. Очевидно, дети там рождаются поголовно с «округлыми» руками и сразу начинают играть с листа с динамикой. А «зажатые руки» — редкий врождённый дефект, и миссия настоящего учителя — спасти ученика, исправив ему руки как можно скорее!
Вы ещё не вызубрили ноты, а учитель уже трудится над постановкой рук. Он просит вас округлить ладошку и долго рассказывает, как именно это сделать. Представьте: вы пришли в класс вождения. Вам очень хочется поскорее сесть за руль и поехать! Но инструктор – человек долга. Главное для него — руки. Ваши руки должны смотреться на руле расслабленно и свободно. Руль вы должны поворачивать легким движением кисти – иначе вы никогда не сможете «правильно рулить»! Вы не в состоянии плавно тронуться и остановиться, всё время включаете не ту скорость, постоянно врезаетесь в кусты и бордюры – но инструктора это мало волнует: он постоянно ругает вас за «некрасивые руки».
Между прочим, зря бы он старался! Не знаю, как вы, но когда дошло до дела, я вцепилась в этот руль мертвой хваткой и боялась пошевелиться! И лишь много позже, набравшись опыта, я научилась вести машину совершенно свободными руками.

Шутки на тему «как держать кисть руки»

Вспомним стадии освоения.
Вот учитель показал вам, как правильно держать кисть руки. Если вы повторили это успешно, вы прошли «стадию проговаривания» навыка с помощью своих мышц.
Когда вы запомнили, как надо держать руку, и можете свободно представить это – вы освоили это в уме.
Когда вы научились правильно держать руку на столе, на фортепиано или на чём угодно – вы усвоили навык на уровне «грамматики».
Если вы применяете это к постановке обеих рук при игре на инструменте – это ваше «ручное» творчество.
Шутка в том, что это вряд ли поможет вам играть на фортепиано. Застывшая в красивой позе «правильная» рука не имеет ни малейшего отношения к технике пальцев и работе с клавишами! Пока человек не освоил механику игры на инструменте, изящно выстроенный процесс постановки «округлой кисти» — пустая трата времени и сил. «Красивая рука», сколь бы не вызывала умиления, не может быть опорой в игре на фортепиано, потому что свобода мышц — не навык, а следствие физического развития.

Прибаутки на тему «ощущения тяжести руки»

Это известное упражнение учит играть одну произвольную клавишу одним пальцем на фортепиано. Так, дескать, человек учится чувствовать тяжесть своих рук и постигает туше – извлечение звука клавишей. На самом деле, можно провести много месяцев, погружая руку ребенка в клавишу и выгружая её из клавиши. Но к действенному ощущению клавиатуры это не приблизит ни на шаг!
Вспомните, сколько раз вам приходилось мерить у зеркала новые туфли. Помогало ли это разносить их?.. Увы! Только проносив их две недели и избавившись от последнего мозоля, вы больше не ощущаете их на ноге, и к вам приходит свобода движений.
Коллеги! Не проще ли прекратить красоваться перед зеркалом, а куда-нибудь сходить?
Ощущение собственных рук и клавиш может дать только реальная игра гамм и упражнений.
И тут я совершенно серьезна!

Первые шаги фортепианного «хождения»

Игра – это работа всех пальцев в заданной последовательности. Восприятие и сознание должны взять под контроль все нужные для игры мышцы. Для этого мышцы должны работать.
При условии, что упражнение простое и легко запоминается, а работа по его разучиванию не отвлекает от главного – освоения первых навыков «хождения» — это самый действенный способ научить руки и пальцы работать, как требуется.
Ключевое слово для начинающего пианиста – фортепианное хождение . Поставив пальцы на клавиши, мы превращаемся в годовалых малышей, которые учатся делать первые шаги от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум пять!
Есть один способ научиться ходить: больше ходить. Упражнения и пьесы – дозированные прогулочные маршруты. Активное гуляние по клавиатуре помогает достичь множества полезных целей.
Во-первых, это развивает координацию пальцев и «взаимопонимание» с клавишами.
Во-вторых, тренирует восприятие фиксировать эту координацию вместе с клавишами.
В третьих, это позволяет освоить клавишное пространство зрением. После нескольких путешествий вперед и назад оно престаёт страшить, становится более доброжелательным и понятным.
В четвёртых, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по две и по три, и как белые организованы по октавам и по порядку. Путешествие по неизвестной местности поможет понять её куда лучше, чем «клуб теледомапутешественников»!
И в пятых, это помогает использовать уже освоенный музыкальный алфавит на клавишах.
Эффективность упражнений удваивается, если использовать наклейки – карту с названием клавиш, и пропевать каждую нажимаемую клавишу пьесы сольфеджио.
Многие ругают упражнения за их скучность и механичность. И опять это – взгляд зрелого музыканта. А в самом начале пути всё наоборот. «Заданность» упражнений, их предсказуемость и повторность — хорошая опора для первых навыков «хождения». Простое, повторное движение быстро запоминается – и внимание освобождается для координации пальцев и рук. Вместо того, чтобы напряжённо расшифровывать, «куда идти дальше и как узнать, куда идти», ученик может двигаться на «автопилоте» и наблюдать за пальцами или звуком, постепенно развивая «чувство баланса».

Каждый дошкольник может бегать по клавишам!

Осваивать технику игры можно так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Более того – нужно!
Чтобы обучить своих малышей «ходить пальчиками по клавишам», я выбрала несколько самых простых упражнений. Нам нужно «проходить» клавиатуру поступенно с подкладыванием пальцев (до мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки (Ганон №1), с помощью чередования белых и черных клавиш (хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно (трезвучия).
Игру упражнений я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня, и постепенно возраст моих учеников опустился… до двух лет! Оказывается, в два года большинство малышей уже владеют координацией своих пальчиков, и вполне способны «ходить по клавиатуре» обеими руками.
Выбор упомянутых упражнений не случаен. Вначале я отобрала те из них, которые бы очень просто копировались и запоминались, но давали максимальную координационную свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети и насколько они эффективны для развития координации. Оказалось, что я не ошиблась. Упражнения, которые будут описаны ниже, действительно помогают детям освоить клавишное пространство, и они с большим удовольствием «бегают по этим дорожкам» несколько раз в день.
Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала о своём малыше. Разучив упражнения, он так увлекся ими, что едва завидев клавиши, тут же рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками хроматическую гамму, двигаясь вдоль клавиатуры вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он долго и сосредоточенно играл, не обращая ни малейшего внимания на взрослых. Он был счастлив – он ДЕЛАЛ ЭТО.
Умение делать что-то своими руками – главное удовольствие для маленьких детей. У них ещё жив самый мощный и естественный стимул обучения – восторг победы! Игра упражнений — именно то, что им нравится.
Вот краткое описание упражнений, которые служат в моем классе опорой для развития координационной техники.

Растяжки, или Ганон №1

Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона. Это — «ключ зажигания» для машины, именуемой рукой. Ганон помогает проходить всю клавиатуру, используя все пальцы поочередно. Он дает восприятию важный урок: «океан клавиш не так уж велик, и его можно переплыть». Он показывает, как передвигаться в пространстве клавиш кругообразными движениями, и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение.
Новички играют Ганон плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения – «разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они получают простое руководство к действию: растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда пальчики заработали, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кончики пальцев.

Хроматическая гамма, или
«Белый кот, Черный кот и Мышка»

Это упражнение помогает собрать кисть руки в правильную горсть: оно нагружает только сильные пальцы – первый и третий, и это освобождает кисть от напряжения. Эта гамма чрезвычайно полезна для освоения белых и черных клавиш, необходима для правильной постановки большого пальца. Игра хроматической гаммы двумя руками очень развивает способность к концентрации: на промежутке между черными клавишами каждая рука использует противоположную аппликатуру.

Трезвучия, или «три сестры – три брата».

Трезвучия учат координации одновременно трех пальцев руки. Вначале это очень трудно, и дети путают 1, 3 и 5 пальцы со 2 и 4. Разделив пальчики на «девочек» и «мальчиков» по кодировке клавиш, мне удалось обратить внимание детей на разницу этих двух групп пальцев. Вначале, когда упражнение играется отдельными руками, дети следят, чтобы в группу 1, 3 и 5 не затесались «непрошенные гости» 2 и 4. Чтобы совладать с координацией этих пальцев, они играют трезвучие много раз.
Позже, когда это дается им без труда, мы начинаем играть трезвучие пооктавно и в быстром темпе. Это помогает детям освоить октавы на мышечном уровне.
Потом упражнение играется обеими руками — и развивает координацию обеих рук.

До мажор в расходящемся движении

Это упражнение совершенно симметрично. Оно учит подкладывать первый (большой) палец для непрерывного проигрывания гаммы. Гамма играется в расходящемся движении, поочередно каждой рукой, от «до» первой октавы и до конца клавиатуры.
Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:
123 – 1234 – 123 – 1234 — 123 и т. д.
Когда каждая рука освоила эту работу, мы ставим оба первых (больших) пальца на «до» первой октавы и начинаем играть гамму «до упора» — «пока рук хватает». Это упражнение мощно развивает навык «слепого» ощущения клавиш и технику противоположного движения. Оно помогает «присвоить» расположение белых клавиш и их звучание по порядку.

Дорогу осилит идущий!

Можно ли новичку играть упражнения прямыми растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!
Более того: именно так ему и нужно играть. Ведь иначе он пока просто не может.
Однажды у меня в гостях был профессор, преподающий музыку. Увидев видеозапись моего трёхлетнего ученика, играющего Ганон, он очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» «Но ему только три! – возразила я, — координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» — отрезал профессор. Тогда я показала ему запись детей постарше. «А как руки у этих учеников?» — спросила я. «Вот это – то, что надо. Я же говорил: нельзя так рано начинать!» — удовлетворённо подытожил профессор. Он не знал, что эти дети, так свободно играющие «округлыми» руками, несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.
О каких «округлых кистях» новичка мы говорим? Его путешествие по клавишам ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме! Конечно, его пальцы торчат в разные стороны, а чтобы нажать мизинцем, он привлекает вес всей руки. Ощущение клавиатуры придёт к нему только с развитием координации. Заработав и освоившись, рука легко принимает естественное, округлое положение. И нет никакой зажатости! Когда знаешь, куда идешь, появляется легкость походки!
Уважаемые коллеги! Проблемы «неправильных рук» не существует. Мы сами выдумали её. Соревнуясь, у чьих учеников «красивее руки», мы тешим только своё самолюбие. А вот проблема «зажатых» рук вполне реальна — но дети тут ни при чём. Это мы «зажимаем», а точнее — отбиваем руки нашим ученикам, пытаясь добиться от них «правильной постановки рук» прежде, чем хоть чему-то их научим.
Главная опора для координационной техники игры — освоение всего фортепианного пространства. Не «ощущение веса руки» путём нажатия случайной клавиши, а проработка всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами, где вы будете чувствовать себя увереннее: там, где вы знаете каждый угол – или там, где знакома лишь пара случайных мест?

Развив координацию до уровня «свободного бегания» вперёд и назад по клавишам, ребёнок хочет сделать что-то новое. Можно приступать к освоению новых «трюков» — ученик воспринимает их с радостью и восторгом. Теперь он может:
— учиться играть ритмично и с помощью метронома,
— учиться играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато),
— учиться играть на фортепиано и без стикерсов – наклеек на клавиши.
Кстати о стикерсах. Как выяснилось, их роль для зрительного восприятия ребенка просто неоценима. Зрительная информация на клавишах — важнейшая опора для развития координационной техники. Об этом стоит сказать особо.

Как завоевать доверие восприятия

Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме.
Когда я только начинала учиться, я нашла «клад» — небольшую щербинку на клавише своего пианино. Спасибо тому, кто её сделал! Она служила мне верой и правдой несколько лет — пока я окончательно не запомнила клавиши пальцами. Щербинка находилась рядом с нотой «до» — она была «ре»! Разучивая новые пьесы, я смотрела на неё, как капитан корабля смотрит на маяк. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!
Поэтому я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Это – карта местности. Она дает новичку всю необходимую информацию. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между, и для полной уверенности добавила линейки скрипичного и басового ключей в виде зеленых и коричневых полосок. Клавиши, нотный стан и звук стали теперь единым пространством. Дети избавились от многих часов неплодотворной мыслительной работы — и сосредоточили внимание на координации и чтении нот.

Сделав это, я получила много писем с вопросами от коллег: а не повредит ли такое простое решение развитию самостоятельного мышления?.. Не отобьёт ли это у детей желание думать?.. И мне всегда хотелось спросить: скажите, коллега, для чего приходит к вам ученик? Чтобы научиться играть – или чтобы думать?..
Когда вы едете в другой город и не знаете дороги, вы берёте карту. И вы будете заглядывать в нее, пока не запомните дорогу. И вот вы пришли за картой, а продавец карт говорит: «Не бери карту, приятель! С картой ты разучишься самостоятельно мыслить и решать проблемы, и никогда не сможешь развить в себе биологический компас!» Что вы ему ответите?..
Естественное желание человека — добраться до конца пути, а не застрять наглухо где-то посередине. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть и напряжённо думать, когда можем свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?
Многие педагоги уверены: опираясь на подсказку, человек будет пожизненно от нее зависеть. Они не понимают, как работает восприятие при обучении. У него есть два свойства. Первое: новое воспринимается настолько, насколько оно понятно. Чтобы воспринять нечто, человек должен иметь какие-то ориентиры. И второе: «поняв» что-то, восприятие тут же расширяется. Оно не сидит на месте! Приняв подсказку и почувствовав себя защищено, восприятие начинает осваивать местность вокруг, отходя от исходного «гнездышка» все дальше и дальше.
В каждом из нас живет исследователь! Но главное для каждого исследователя — «свой домик», место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. И чем шире становится наш мир, тем шире и безопасная зона. Так, начиная с двух-трёх счетных палочек, мы постепенно переезжаем в дом по имени «таблица умножения», а ещё позже можем выстроить себе «дворец» по имени «интегралы».
Я часто бываю свидетелем такого «новоселья», когда, придя на урок, мои малыши гордо говорят: «Я больше не играю со стикерсами!» И попробуй их только заставь! Для них это — личное оскорбление. Освоив и отработав новый уровень, восприятие начинает скучать и отвергать его – как подросток детскую песенку, из которой давно вырос. В моей студии всегда стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой показана все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за инструмент, демонстративно вынимают её. Теперь она им даже мешает!
Уверена: использование стикерсов или клавишной карты не просто гуманно по отношению к нашим ученикам. Это также и акт уважения к их неопытности, и право на эту неопытность. Давая новичку подсказки и предупреждая его затруднения, мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он – ещё ребёнок. Не издеваемся, как злые надсмотрщики: дескать, вот тебе проблема и посмотрим, как ты с ней справишься! Мы даем руку помощи, как друзья: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу помощь, начинает с нами благодарно сотрудничать. Вместе с огромными успехами, в человечке растет самоуважение и вера в собственные силы.

А вот что происходит с восприятием на уроке «надсмотрщика».

Много шума из ничего, или поиски «до» первой октавы

Как выглядит клавиатура фортепиано? Огромное множество абсолютно одинаковых клавиш. И лишь чёрные клавиши, к счастью, немного не симметричны. Пару черных клавиш в центре клавиатуры принято считать ориентиром. Слева от них – нота «до» первой октавы. «Тут, по средине, — загадочным голосом говорит учитель, – где находятся две черные клавиши, рядом с левой клавишей находится нота С, или «до»!»
Уверяю вас, даже приключенческий диснеевский мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота «до», не прибавит способности сразу видеть её на реальных клавишах. Белая плоскость, поделенная на несколько десятков равных отрезков – всё равно, что необъятное снежное поле, на котором нужно отыскать белую мышь. Это для взрослых «два» и «три» — просто, а для ребёнка — вовсе нет! У него ещё нет нужных навыков. Сначала ему нужно пройти стадию проговаривания счета: «раз-два», «раз-два-три», потом осмыслить разницу, а потом научиться схватывать ее зрением на лету. И лишь потом, постепенно, появится способность считать в уме и сразу различать число клавиш!
Чтобы мои маленькие ученики слету определяли, где две черные клавиши, а где три, нужно потратить несколько недель. Я вырезала из бумаги фигурки животных. Динозавров надо положить на три клавиши, а лошадей — на две. Дети аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них ещё долго затруднялись ответить слету, где две клавиши, а где три.
Значит, и тут большинство педагогов игнорирует постепенность восприятия. Они действуют так, будто ученик уже умеет быстро считать в уме, и клавиатура для него — уже знакомое и разученное пространство. Но ребёнок – не взрослый! Ждать от новичка, что он сядет, окинет орлиным взором инструмент, мгновенно сгруппирует все черные и белые клавиши и тут же разделит их на октавы – мягко говоря, наивно. Если ребенок сосредоточен на чёрных клавишах, то он уже не может следить за белыми. А если сфокусировался на белых — совершенно не в состоянии отслеживать и черные, две их там, или три. Вспомните зеркала в машине. В таком же замешательстве и начинающий, сидящий перед морем клавишей.
Но и это еще не все!
Ведь нота «до» находится СЛЕВА от двух черных клавиш, которые ПОСЕРЕДИНЕ. Как мы уже выяснили, «слева» – вовсе не подсказка для малыша. Это слово мало о чём говорит ему – оно ещё не усвоено мышцами. «Посередине» — тоже загадка ещё та. Начинается второй акт драмы «борьба за запоминание ноты до». Выглядит это примерно так:

  1. Поблуждав туда-сюда по инструменту, зрение пытается из массы черных клавиш выделить две. Наконец оно останавливается на парочке клавиш. Вроде бы, они посредине?.. Ученик ёрзает, пытаясь определить, насколько они посередине… по отношению к его туловищу.
  2. Теперь – контрольная по математике. Два или три – вот в чем вопрос. Кажется, два. Ура! Мы на месте назначения.
  3. А что же такое «лево»?.. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное. Вот туда!
  4. Смотрим на две чёрные клавиши: какая ближе к той руке, которой я не пишу? Она и есть — лево.
  5. С неё нужно соскользнуть на белую, опять влево. Вот она. Ура! Нашли! А дальше что?

Вот в таких барахтаньях и блужданиях проходит невинное, мимолётное для учителя обучение ноте ДО. Что-то совсем далековато до игры двумя руками, вам не кажется?

Координация является общей проблемой даже для продвинутых исполнителей. К сожалению, играть двумя руками одновременно в 37 раз сложнее, чем с отдельными руками. Это не техническая проблема. Это проблема координации. Хотя некоторые люди могут сказать, что координация это и есть техническая проблема, целесообразно рассматривать её отдельно. Так что работа над техникой отнесется к игре отдельными руками. После того как вы освоили технику (то есть, вы можете играть прекрасно отдельными руками, и подсознательно), вы будете готовы к установлению координации между руками.

Проблема здесь такая же, как при попытке тереть живот в круговом движении и хлопать по голове одновременно. Попробуйте его!

Вы увидите, что движение одной руки вмешивается в движение другой руки. Они обе желают двигаться похожим образом. Как вы справляетесь с этим?

Сначала поймите естественную последовательность событий: голова (мозг) - нервы - мышцы. Мозг отдает приказы, нервы передают приказы, мускулы повинуются. Чтобы справиться с взаимовлиянием (симпатией) движений вы должны иметь четкий мысленный образ того, что вы конкретно пытаетесь сделать. Затем вы должны препятствовать симпатии на уровне нервов. Большинство людей пытаются справиться с этим на мышечном уровне, и в результате все становятся все более и более напряжены. Справляться следует на нервном уровне. Как это сделать? Я не могу вам сказать. Я не знаю, как вам сказать. Но это не имеет значения, потому что вы уже сами знаете, как это сделать. Вы уже проделали самые удивительные подвиги координации. Как, например, способность ходить.

Хорошо. Теперь некоторые практические советы. Начните тереть живот. Теперь вы собираетесь начать хлопать по голове. Но не начинайте ожесточенно хлопать. Сделайте один хлопок и остановитесь. В то же время продолжайте тереть живот. Ваша цель не допустить, чтобы этот один шлепок нарушил поглаживание живота, которое должны быть ровным и регулярным. Исследуйте, как можно этого добиться. Помните, что это не работает на мышцах - если вы напрягаетесь или теряете равномерность движения поглаживания, значит вы используете (неправильный) мышечный подход. Постарайтесь продержаться некоторое время: поглаживая живот и отпуская одиночные удары по голове. Когда вы приобретете уверенность, начните делать два хлопка. Затем три, пока не сможете хлопать по голове и тереть живот в одно и то же время. Затем проделайте все в обратном порядке. Начните хлопать по голову равномерно и регулярно. Затем сделать один круг по вашему животу. Опять целью является не допустить, чтобы одним круговым движением помешать регулярности хлопков. Помните, мы говорим здесь о торможении нервов, а не о напряжении мышцы.

Получается?

Игра двумя руками одновременно следует тому же принципу, но более сложному, поскольку у вас больше движущихся частей для координации (пальцы, кисти, запястья, предплечья, руки, плечи).

Поэтому упражнения, в которых обе руки делают одно и то же, будут почти бесполезным для координации. Эти упражнения способствуют симпатии движений и зависимости рук. Они подобны постукиванию по животу и голове одновременно. Вы же хотите независимого движения рук и координации. Поэтому убедитесь, что вы действительно освоили движения в каждой руке в отдельности, прежде чем пытаться соединять их. Потом начните одной рукой - скажем, правой - делать полные движения - всю последовательность нот - и "хлопните" одной нотой в левой руке. Повторите столько раз, сколько необходимо, чтобы получить умение нажимать ноту в левой руке, не мешая движению правой руки. Затем добавьте вторую ноту. Потом третью. До тех пор, пока вы не сможете сыграть весь пассаж. Затем проделайте обратное: играя левой рукой, правой добавляйте ноты. И всегда помните, что вы нацеливаетесь на нервы, а не на мышцы.

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Статьи по теме