Какой возрастной период относится к дошкольному возрасту. Возрастная психология - дошкольный возраст. Смотреть что такое "дошкольный возраст" в других словарях

Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) Д. в. Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20-25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет.

В Д. в. мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.

При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в. закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст - пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения.

Для Д. в. характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый.

Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова

Диагностика кризиса 7 лет

8. Внимания в дошкольном возрасте .

Развитие Успешность освоения систематизированных знаний и овладение той или иной деятельностью зависят в значительной степени от уровня развития и индивидуальных особенностей внимания ребенка, поскольку внимание как обязательное условие обеспечивает успешность протекания каждого психического процесса.

В психологии существует точка зрения, согласно которой внимание не является особым, независимым процессом, а лишь выступает как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое образование, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, не сводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования этой точки зрения указывается на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других психических процессов. Указывается, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную А.А.Ухтомским. Не вдаваясь в детальный анализ той и другой точек зрения, отметим, что психика человека имеет системный характер и выделение любого психического процесса в известной степени искусственно и представляет собой некоторую абстракцию. Учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания как психического процесса позволяет правильно организовать деятельность детей, создать благоприятные условия для их обучения и развития.

Внимание обычно понимают как произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и помогает своевременного реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе.

В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения и отсутствием усилий для его сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов (их яркость, необычность, новизна, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение ребенка к окружающему (актуальные потребности и интересы, прошлый опыт).Возникновение и характер направленности непроизвольного внимания зависят также от структуры деятельности. Так, установлено, что внимание привлекается целью деятельности и в меньшей степени способами ее осуществления.

Непроизвольное внимание проявляется довольно рано, в первые месяцы жизни, и активно развивается на протяжении всего детства. В старшем дошкольном возрасте непроизвольное внимание достигает достаточно высокого уровня развития и значительно отличается от внимания детей более младшего возраста. Оно становится более устойчивым. Если младшие дошкольники в одну игру могут играть 30-50 минут, то к концу дошкольного возраста продолжительность игры возрастает до 1,5-2 часов, количество отвлечений при этом значительно снижается (приблизительно в 2-3 раза). Возрастает устойчивость внимания при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, дети 6-7 лет лучше осознают картинку, чем младшие дошкольники, выделяют в ней больше интересных для себя сторон и деталей, сама деятельность обследования незнакомого объекта приобретет более планомерный и организованный характер.

В организации детского внимания все большее значение начинают приобретать факторы субъективного (внутреннего) характера: познавательные потребности и интересы, знания и опыт. К старшему дошкольному возрасту значительно расширяется сфера интересов ребенка, поэтому круг предметов и явлений, которые могут привлечь его внимание, также становится шире. Проявляются индивидуальные особенности внимания, оно становится более избирательным. Ребенок 6-7 лет может обратить внимание на предмет, не обладающий яркостью, необычностью и новизной, а лишь в силу того, что он так или иначе связан с его опытом и позволяет расширить знания в какой-то интересующей ребенка области. Не только непосредственные интересы, но и сложившаяся к этому возрасту определенная система знаний и представлений являются факторами, вызывающими внимание ребенка к тем или иным объектам окружающей действительности. Известно, с каким вниманием ребенок седьмого года жизни, научившись складывать из букв слова, читает все надписи, которые попадаются ему на глаза.

К этому возрасту происходят изменения в структуре детской деятельности, ребенок учится принимать и самостоятельно ставить доступные ему цели. Все, что связано с целью деятельности дошкольника, вызывает и надолго удерживает его внимание. Сама деятельность становится более устойчивой. Так, например, одна и та же игра может продолжаться в течение нескольких дней; не закончив постройку, ребенок возвращается к ней и завершает начатое на следующий день. К семи годам заметно возрастает устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности. Дети увлеченно и сосредоточенно занимаются играми - головоломками, загадками, решением простых арифметических задач, заучиванием букв и т.д.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание возникает в ситуации, когда для достижения сознательно поставленной (самим ребенком или взрослым) цели необходимы определенные волевые усилия. Развитие произвольного внимания - одно из важнейших новообразований психики дошкольника. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления и удерживать в течение некоторого времени. В результате этого изменяется характер психической деятельности ребенка, она начинает становиться произвольной.

Непроизвольное и произвольное внимание в детской деятельности тесно взаимосвязаны. Так, например, показ картинки или нового предмета на занятии вызывает у детей непроизвольное внимание, на основе которого, с принятием задачи (составить рассказ по картинке, назвать свойства предмета), начинает действовать внимание произвольное. Принимая задачу, ребенок прикладывает определенные усилия, чтобы ее выполнить правильно. Постепенно, в процессе деятельности, необходимость в волевых усилиях может отпасть, задание само по себе становится интересным ребенку, появляется послепроизвольное внимание. Последнее отличается от непроизвольного внимания тем, что сознательная цель, требующая сосредоточенности, остается, а волевых усилий для поддержания необходимого уровня интенсивности деятельности уже не требуется.

В то же время следует отметить существенные отличия между этими видами внимания. Непроизвольное внимание основано на врожденном ориентировочном рефлексе, по своей природе имеет биологический характер. Это одна из форм приспособления индивида к окружающей среде, которая проявляется уже в младенческом возрасте. Непроизвольное внимание свойственно не только человеку, но и животным. В отличие от него произвольное внимание - чисто человеческое свойство психики, по своей природе социально, формируется у ребенка под влиянием взрослого в процессе общения и целенаправленного обучения.

Впервые на социальные корни и опосредованный характер высших форм внимания указал Л.С.Выготский (3). Он обнаружил, что на ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или обозначая символом, второй отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его рукой. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, меняя его направление. Таким образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится теперь для малыша внутренней и выполняется им самостоятельно. Развитие произвольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Таким образом, истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что непроизвольное внимание не является начальной ступенью и не перерастает само по себе в произвольное. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые при помощи определенных средств (жеста, слова) направляют и организуют детское внимание, впоследствии ребенок учится самостоятельно употреблять эти средства для управления своим вниманием. По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать внимание в предстоящей деятельности, словесно обозначив последовательность действий и параметры ожидаемого результата.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания было показано в работе Г.В. Петуховой (9). В эксперименте детям дошкольного возраста предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), при этом нельзя было брать карточки с запрещенными изображениями (например, медведя). Пpедлагалось отбирать карточки несколько раз подряд. Вначале детям не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях дошкольники с трудом выполняли задание, часто ошибались. Качество выполнения задания значительно улучшилось, когда им предлагали повторить вслух инструкцию ("После внимательного рассматривания изображений на карточках вспомни и скажи, какие карточки можно брать, а какие - нельзя."). Начиная со старшего дошкольного возраста, после пpоговаpивания инструкции дети давали правильные решения, даже если в последующие задания вводили новых животных. Они активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

Использование речи для организации собственного внимания в различных видах деятельности у старших дошкольников значительно возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задание по инструкции взрослого, дети этого возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста является основой формирования нового типа регуляции деятельности: ребенок начинает овладевать своей деятельностью, она становится произвольной. Стаpший дошкольник уже может удерживать внимание на задаче и способах ее достижения, анализировать полученный результат и оценивать его (в доступных ему видах деятельности). Важным новообразованием этого возраста является формирование элементарных действий самоконтроля.

Г.Я.Гальперин рассматривал произвольное внимание как внутреннее (умственное), сокращенное действие контроля. Он отмечал, что "не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль" (6. С.91). Процесс контроля, выполняемый как развернутое предметное (внешнее) действие, еще не является вниманием, наоборот, оно само по себе требует внимания. Только тогда, когда действие контроля превращается в умственное и сокращенное, только тогда оно становится вниманием, понимаемым как специфический психический процесс. Внимание произвольное есть внимание планомерное. Это - контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Наличие такого плана, критериев и способов действия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что "само бросается в глаза" (в случае непроизвольного внимания). Такое планомерное действие по своему происхождению и природе является общественным и предполагает участие речи в его организации. Как всякое действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается в своей внешней форме (на этой стадии еще не являясь вниманием) и лишь затем,(в речевой форме) переходит в умственный план, затем, развернутое пpоговаpивание действия "пpо себя" сокращается и пpиобpетает фоpму мысли о действии, становится собственно произвольным вниманием.

Благодаря своей объективно-общественной организации и поэтапному усвоению, такое действие не зависит ни от непосредственно привлекательных свойств объекта (яркости, необычности, новизны), ни от состояний самого человека (желаний и переживаний) - оно произвольно в собственном смысле этого слова.

Такое понимание психологической сущности процесса произвольного внимания позволяет говорить о том, что вниманию, как всякой другой психической деятельности, нужно обучать. При этом начинать следует не с внимания, а с организации контроля как определенного внешнего действия, которое лишь потом будет преобразовано в акт произвольного внимания. Чтобы сформировать у ребенка внимание к тому или иному действию, необходимо наряду с объяснением этого действия дать задание проверять его, указав для этого критерии, приемы и последовательность контроля. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной форме, используя схемы, модели, различный наглядный материал (фишки, метки и т.п.). На следующем этапе это действие проговаривается ребенком в форме "громкой речи", затем "про себя". В умственном плане, в процессе неоднократного повторения требуемого действия, действие контроля обобщается, сокращается и автоматизируется и превращается, тем самым, в акт внимания, обеспечивающий выполнение нужного задания.

Формированию действий самоконтроля, сначала внешнего, а затем внутреннего, в форме произвольного внимания, способствуют игры, которые условно можно назвать "Контролер". В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, выполнить контрольно-проверочные действия. Для этих же целей могут использоваться игровые задания, пpедполагающие поиск отличий и ошибок в двух и более изображениях, а также задания, в которых необходимо отыскать на картинке фрагмент изображения, представленный отдельно, игры "Составь картинку", "Составь разбитое блюдо","Составь из осколков вазу" и дp. На основе метода поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (5, 6), эти и другие игровые задания, в сочетании с целенаправленным обучением действию самоконтроля на занятиях, позволяют сформировать у детей седьмого года жизни уровень произвольного внимания, необходимый для начала обучения в школе.

Развитие произвольного внимания позволяет старшим дошкольникам овладевать новым для них видом деятельности (учебной) и усваивать систематизированные, обобщенные знания. Получивший необходимую подготовку ребенок этого возраста может удерживать внимание на задаче и способах ее достижения, видеть и исправлять ошибки, сопоставлять полученный результат с тем, что нужно получить, оценивать свою деятельность. Произвольность регуляции деятельности - один из важнейших компонентов психологической структуры готовности к учению, условие успешного обучения в школе. По данным нашего исследования выявлены значимые различия в уровнях развития произвольного внимания у "успешных" и "неуспешных" учащихся как в начале, так и в конце первого года обучения.

Говоря о формировании произвольного уровня регуляции деятельности, следует помнить, что такие возможности у детей старшего дошкольного возраста еще очень ограничены. В условиях новой, непривычной для ребенка деятельности он может управлять своими действиями (проявлять произвольное внимание) лишь в пределах определенной частной задачи, при условии, что действия ему знакомы и хорошо усвоены. Чем непривычнее, а, следовательно, и труднее для ребенка деятельность, тем сложнее ему сосредоточиться на ее выполнении, тем большее участие в управлении и выполнении этой деятельности требуется со стороны педагога. Пpи этом важно, чтобы pебенок умел внимательно слушать и пpавильно выполнять инстpукции взpослого.

В проведенном нами исследовании изучалась способность детей выполнять задания по пошаговой инструкции взрослого с помощью методики "Графический диктант". После тренировочной серии, в которой детям объясняли, как они должны выполнять задание и давали возможность попробовать, были даны два задания, отличающиеся степенью сложности: предлагалось нарисовать узор по инструкции экспериментатора. На клетчатом листке бумаги детям нужно было в соответствии с инструкцией проводить линии на определенное количество клеточек и в определенном направлении. Инструкция давалась пошагово, например: "одна клеточка вверх, одна клеточка направо, две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз и т.д." Узор состоял из простых повторяющихся фигур. Начав диктовать, через некоторое время экспериментатор говорил: "А теперь продолжите этот узор до конца строчки самостоятельно." Результаты эксперимента позволили установить возможности детей произвольно управлять своими действиями по инструкции взрослого и выполнять эти действия самостоятельно, т.е. используя самоконтроль.

Для детей средней группы (4-5 лет) это задание оказалось очень трудным, они с ним не справились. В старшей группе (5-6 лет) некоторые дети могли рисовать узор по инструкции взрослого, но при самостоятельном его выполнении испытывали значительные трудности: либо допускали большое количество ошибок, либо чертили совершенно другие, более простые фигуры, либо отказывались выполнять задание. В подготовительной группе (6-7 лет) 20% детей правильно выполнили обе части задания: без ошибок начертили узор и по инструкции и самостоятельно; 30% детей - правильно и без ошибок выполнили задание по инструкции взрослого, но при самостоятельном его завершении допустили незначительные ошибки; 30% детей - допустили ошибки в обеих частях задания, при этом в той части, где они работали по инструкции взрослого, ошибок было меньше; 20% детей с заданием не справились. В целом по группе результаты первой части задания (выполнение узора по инструкции взрослого) превышают результаты второй части (самостоятельное выполнение задания).

Результаты проводимых исследований говорят о том, что у детей 6-7 лет произвольное внимание достигает более высокого уровня развития, чем у детей младшего возраста. В то же время установлены значительные индивидуальные различия в развитии этого психического качества у детей старшего дошкольного возраста. Дети с низким уровнем произвольного внимания, поступая в школу, испытывают значительные трудности в усвоении знаний и чаще всего попадают в категорию слабоуспевающих учащихся.

Как показало другое наше исследование, проведенное в первом классе общеобразовательной школы, произвольное внимание активно развивается в процессе систематического обучения. К концу учебного года полностью справились с заданиями "Графического диктанта" 40% учащихся, не справились с ними 15% детей. При этом 65% учащихся первого класса не допустили ошибок при выполнении задания по инструкции взрослого. Заметим, что наше исследование было проведено в классе "шестилеток", т.е. испытуемыми были дети 6-7 лет. Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте определяется не столько возрастными особенностями детей, сколько характером их деятельности, в частности, организацией обучения.

Проявления основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключения и распределения) в старшем дошкольном возрасте очень индивидуальны и зависят от целого ряда факторов: характера деятельности, эмоциональных состояний и свойств личности ребенка, уровня развития других психических процессов, особенностей нервной системы и состояния здоровья.

Устойчивость внимания (длительность сохранения интенсивного внимания) значительно увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. А.А.Люблинская отмечала, что старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее. Следует помнить, что в 6-7- летнем возрасте ведущим остается непроизвольное внимание. В игровой деятельности внимание старших дошкольников может быть устойчивым в течение полутора-двух часов, на занятиях - 10-15 минут. Это обусловлено тем, что учебная деятельность еще трудна для ребенка и вызывает быстрое утомление.

Для поддержания необходимого уровня внимания в течение всего занятия широко используются наглядные и практические методы обучения. При этом следует помнить, что яркие, броские детали и ненужные подробности (например, в рисунке), которые часто используют для того, чтобы вызвать интерес у детей, быстро утомляют их и отвлекают внимание от главного и существенного в материале, подлежащем усвоению. Хорошие результаты в обучении дошкольников дают игровые формы занятий. Но при этом, как отмечал К.Д. Ушинский, не следует превращать учение в игру, "...не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность."(11. С.252).

На проявление устойчивости внимания оказывают влияние возрастные и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности детей. Так, известно, что в этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому после шумной эмоционально насыщенной игры детям трудно сосредоточиться на занятии. У детей, обладающих уравновешенностью нервных процессов, устойчивость внимания в 1,5 - 2 раза выше, чем у детей возбудимых (с неуравновешенными нервными процессами).

Устойчивость внимания дошкольника на занятиях зависит также и от их содержания. Слишком трудный, насыщенный материал быстро утомляет, слишком легкий - вызывает скуку и, следовательно, отвлечение внимания.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности или действий, которые требуется выполнить. Чем привычнее для ребенка действие, тем легче он совмещает его с выполнением другого действия. Круг навыков (действий, выполнение которых доведено до уровня автоматизма) в дошкольном возрасте еще очень ограничен, поэтому и возможности распределения внимания также невелики.

Возможности переключения внимания в значительной мере определяются возрастными и индивидуальными особенностями высшей неpвной деятельности ребенка, а также характером мотивации деятельности. Отмечается, что старшие дошкольники достаточно легко переключаются с игровой деятельности на занятия, при условии, что последние им интересны.

Объем внимания старших дошкольников больше чем у младших детей и составляет 3-4 единицы. Развивая мышление ребенка, в частности способность устанавливать связи между схожими объектами, объединяя их в группы, тем самым можно расширить поле его внимания. При этом происходит "укрупнение" объектов внимания.

И.В. Страхов (10), исследуя особенности внимания у учащихся начальной школы, выявил четыре состояния внимательности, которые, как показывает практика, могут наблюдаться и у детей подготовительной группы во время занятий.

1. Действительная внимательность выражается в готовности к выполнению заданий уже в начале занятия, в умственной активности и любознательности ребенка во время занятий, что выражается в вопросах к воспитателю, в поправках и дополнениях к ответам других детей. Признаками действительной внимательности являются рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время занятия.

2. Кажущаяся внимательность характеризуется несоответствием внешней формы внимания (ребенок сидит спокойно, не разговаривает с другими детьми, смотрит на воспитателя) рабочему состоянию ребенка. Внешне он кажется внимательным, но на вопросы ответить не может, не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе группы.

3. Кажущаяся невнимательность имеет место в том случае, когда внешние признаки внимания выражены слабо. Некоторые дети бывают пассивны, вялы, неинициативны на занятиях, но внутренне они могут быть сосредоточены, правильно отвечают на вопросы и выполняют задания. Другие дети, напротив, очень подвижны, часто меняют позу, разговаривают с другими детьми, выражают мысли вслух. Однако вопросы воспитателя их не застают врасплох, несмотря на чрезмерную двигательную активность, они работают вместе с группой.

4.Дети с действительной невнимательностью постоянно отвлекаются, двигательно расторможены, допускают большое количество ошибок либо не выполняют задание совсем.

Влияние индивидуальных особенностей внимания старших дошкольников (в частности, устойчивости и переключения) на качество выполнения однообразной деятельности было исследовано нами с помощью фигурных таблиц Пьерона-Рузера. В ходе эксперимента детям предлагали стандартный бланк, на котором в случайном порядке построчно были расположены четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, ромб, треугольник). Детям предлагали ставить в каждой фигуре определенный знак (например, в квадрате крестик, в треугольнике - точку и т.д.). Выполнять задание следовало в определенном порядке: начинать с начала строчки и просматривать все фигуры до ее конца, затем переходить на начало другой строчки. Время выполнения задания - 5 минут. В зависимости от характера ошибок, допущенных при выполнении задания, можно выделить следующие четыре типа внимания у старших дошкольников:

Большое количество ошибок в начале работы свидетельствует о длительности периода "врабатывания", ребенку трудно сразу мобилизовать свое внимание, настроиться на работу;

Большое количество ошибок в конце - свидетельствует о повышенной утомляемости, истощаемости внимания;

Большое количество ошибок в середине задания показывает колебание внимания, его неустойчивость;

Небольшое количество ошибок (1-2) либо их отсутствие говорят о достаточном уровне развития произвольного внимания у ребенка.

Определение дошкольного возраста, значение дошкольного возраста для психического развития человека.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 6 - 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дошкольный период имеет большое значение для психического развития и становления личности взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый тип мотивации; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В этот период развиваются новые личностные механизмы поведения. Именно в дошкольном детстве ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя позиция и стремление к соответствующей его потребностям и возможностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется тот или иной тип самооценки и соответствующее отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Дошкольное детство - период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка. Начиная с пятилетнего возраста, дети выделяют собственно познавательные задачи, к концу дошкольного возраста наблюдается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим. Разрозненные, конкретные, неосознанные впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысливание реальности, возникают зачатки мировоззрения.

Происходят значительные изменения в деятельности ребенка. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы обобщенных знаний, составляющих основы наук. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к учению в школе.

Старший дошкольный возраст - это особый период в психическом развитии, своеобразие которого не сводится к закономерностям смежных возрастов. Шести-семилетний ребенок еще не школьник, но уже и не дошкольник. Психологический смысл этого возрастного этапа заключается в переходе от дошкольного детства к школьному возрасту, однако до настоящего времени специфика переходного периода семи лет изучена недостаточно.

Существует большое количество статей и монографий, посвященных изучению психологии дошкольника и младшего школьника. Если ребенка 6-7 лет рассматривают как старшего дошкольника, то прежде всего обращают внимание на развитие тех психических особенностей, которые позволяют соотнести его с детьми среднего и младшего дошкольного возрастов. Если же изучают как будущего школьника, то исследуют зарождение психических образований, сближающих его с учащимися первых классов школы. Закономерности и специфика качественного скачка, связанного с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному, остаются практически не исследованными.

Знание особенностей психического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте необходимо для того, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выбрать нужную тактику педагогического воздействия, обеспечить условия для развития личности каждого ребенка, подготовить к обучению в школе.

Характеризуя термин «дошкольный возраст», ученые понимают определенный возрастной отрезок, примерно с 4 до 6-7 лет. Этот промежуток в развитии дошколенка отличается иными формами деятельности, участием в новых ситуациях развития и общественной жизни.

Несмотря на ранний возраст, ребенок начинает мыслить, и, при этом, включается во вновь открывающиеся для него условия социальной сферы деятельности. Важно учить его нести ответственность за любое свое действие, предлагать осмысливать поступки. Известно, что совместные действия в группе старших или сверстников, вытесняются самостоятельным воплощением в жизнь заданий, которые ставят перед воспитанником педагоги или родители. Кроме того, в этом возрасте происходят другие заметные изменения:

  • Недавний малыш остро осознает обособленность, свое «Я».
  • Мир старших вызывает очень большой интерес.
  • Изучаются отношения старшего поколения, деятельность этой категории знакомых.
  • Действия малыша начинают напоминать поведение взрослого человека.
  • Нормы поведения, которые похожи на сюжетно-ролевую игру, очень узнаваемы в поведении малыша, подражающего старшим.

Существует схема, наилучшим образом характеризующая разные стороны развития детей. В это время наиболее приемлемой формой передачи знаний подопечным остается сюжетно-ролевая игра с применением предметов или без них. На детей психолог возлагает роли взрослых вместе с их обязанностями и занятиями. Для малышей специально создаются ситуации, когда они осознанно воспроизводят приемлемые, в предлагаемых обстоятельствах, действия. В большинстве случаев дети реагируют на вопрос о том, как нужно поступить и что предпринять в сложившейся ситуации адекватно, и конкретно описывают порядок действий. Иногда это происходит произвольно. Но им сложно освоить систему человеческих отношений без примера и эмоционального воздействия, по крайней мере, на начальном этапе.

У сюжетно-ролевых игр, созданных по профессиональным методикам и рекомендациям, специально для детей дошкольного возраста, просматривается своя структура. Личность преподносится как главный источник формирующихся жизненных потребностей. Чтобы ситуация в процессе развития, не привела к замкнутости и эгоистическим проявлениям, малышу в старшем возрасте нужно объяснить, что в обществе он живет по определенным правилам, применимым в процессе изучения. Пока личность еще не в состоянии осуществить всю последовательность адекватных действий, чтобы быть полноценной частью общества, ее не будут воспринимать как равную.

В данной возрастной категории психика ребенка вырабатывает нестандартные шаблоны действий. Но часто наступает удачный момент для выявления творческих способностей. Ученые рекомендуют не упускать это время. Возможно, именно в такой промежуток времени ребенку удастся развить свои креативные способности. В нем порой открываются своеобразные взгляды на действительность, желание сделать то, чего не существовало раньше. Проявления соответствующего интереса возможны в той же игровой форме, что осваивается детскими группами в иных сферах деятельности, либо исконно художественном творчестве.

Особенности психических процессов

Дошкольный возраст – этот время, когда особым образом развиваются основные компоненты психики. Важно изучить природу их образования.

Личностям приходится осваивать новые виды действий. В этом процессе часто наступает переломный момент. Ребенок испытывает давление со стороны старших, ему предъявляются новые требования. Он вынужден искать способы сосредоточения, удержания внимания в новых ситуациях. Чадо становится взрослее. Ему необходимо не только запомнить материал, но и воспроизвести его, поддержать замысел игры. Он стремится получить высокую оценку старших. При этом для педагогов важно учесть следующие особенности:

  • Внимание ребенка на начальном этапе познания мира интенсивно активируется.
  • Основы, предшествующие новым знаниям позволяют отражать интересы детей к окружающему миру.
  • Старшим часто приходится прибегать к определенным действиям радикального характера, дабы привести поведение ребенка в норму и рамки корректности. При этом воспитателям важно самим помнить об основах воспитания детей.
  • Детям требуется сосредоточиться еще до выполнения поставленных задач, но психика малышей устроена по-другому. Они сосредотачиваются ровно в то время, пока имеется интерес к работе.
  • Есть данные о том, что еще до окончания дошкольного возрастного этапа, обучающая деятельность усложняется.

Но пока школьный возраст еще не наступил, продолжает развиваться память. В это время дошкольник обучается не только запоминанию, но и воспроизведению. Память, в большинстве случаев, непроизвольна. В таком возрасте трудно поставить себе задачу самостоятельно и осознанно, достичь цели в запоминании. Но известно, что когда чадо проявляет какую-либо активность по отношению к запоминаемому, он может запечатлеть картинку, целый фильм, эпизод или книгу. После 4-5 лет воспитатели напоминают о том, что пора развивать произвольную память.

Познание превращается в осознанный инструмент, которым оперирует психика ребенка. При этом, вырабатываются образы функционирования человеческого сознания в режиме единой интеллектуальной деятельности. Педагогам необходимо грамотно воздействовать на психику малыша, поскольку в это время происходят важные личностные изменения.

Примечательны следующие особенности

  • Внутренняя речь детей преобладает над внешней, она начинает активно развиваться, успешно функционировать.
  • Речь ребенка превращается в инструмент мышления.
  • Поведение малыша поддается определенным ограничениям, принятым в обществе.

Ребенок постепенно понимает, как действовать, чтобы его похвалили, каким способом придерживаться существующих правил и принятых норм. Он понимает, что свое поведение нужно контролировать. При этом, ему удается получить определенный результат. Его маневры перестают быть непроизвольными, а поступки регулируются моралью. Чадо осознанно осваивает такое понятие, как мораль. Он знает, чем отличается плохое от хорошего.

Известно, что до этого времени дети способны действовать в беспорядке. У них порой проявляется своеобразное стремление навести порядок, но истинные знания о том, что такое идеальный порядок, приходят только во время старшего дошкольного возраста. Так появляются склонности к систематизации, упорядочению.

В старшем возрасте речь развивается, но особая интенсивность в данном процессе приходится на дошкольный этап. Дети быстро осваивают новое в языке. Родителям нужно проверять, как ребенок обучается, запоминает ли он новые слова, применяет ли все способности своей памяти.

В период старшего возраста, наступает новый этап в развитии звуковой речи. Важно использовать его и открывающиеся при этом «двери» познания. Дошкольники получают возможность осознавать особенности своего произношения. Пора обучать ребенка разным специальным понятиям, таким, как тембр. Нужно знакомить его с другими словесными инструментами дикции. Иначе речь останется невыразительной.

В отличие от старшего, в более раннее время дети образуют слова на эмоционально-логическом уровне. Терминология – это часто их собственное изобретение. Но смысл слов остается понятным. Люди принимают это явление, как неординарность ребенка. Но на самом деле, это черта свойственна всем детям, находящимся на раннем этапе дошкольного возраста.

У детей проявляются новые интересы. Они строят логически связные предложения. У них получаются рассказы с сюжетами, персонажами и др. Раскрываются способности самостоятельно придумывать сказки.

Ребенок обучается использованию разнообразных выразительных средств, а в восприятии проявляются признаки объективности, способности к логике.

Практическая часть воспитания

У ребенка столько особенностей функционирования психики, что специалисты посвятили им целый раздел. Но главные характеристики типов сознания и восприятия малышей – виды темпераментов. Это сложное явление, состоящее не из одного психологического фактора, а из целого ряда свойств и деятельности. В их числе и наиболее яркие черты личности. Немаловажную роль здесь играют и физиологические данные.

Несмотря на то, что темперамент не изменяется в течение всей жизни, его сложно определить в детском возрасте. Но бывают прямо противоположные ситуации, когда именно у этой категории малышей темперамент определяется особенно легко. Так, в отношении детей дошкольного возраста хорошо зарекомендовала себя техника Б.И.Цуканова. Ученый взял на вооружение известный факт, ставший инструментом для психологов-практиков. Он смог описать процесс достаточно точной, профессиональной передачи сведений о типе темперамента через количественные показатели. Здесь важны производные психофизиологических характеристик, формирующих индивида.

Идея методики Цуканова

Специалист- психолог Б.И.Цуканов нашел неординарное применение известной психологической методике, позволяющей воспроизвести во времени небольшие промежутки (в 2-3 сек.) в слуховом, моторном и зрительном анализаторах. Человек попадает в определенную ситуацию, при этом воспроизводит приемлемые шаги, но - стандартные, тестовые. В результате, благодаря выявлению совершенных ошибок, он достигает поставленной цели. В большинстве случаев ученому удается обосновать теорию зависимости допущенных человеком ошибок воспроизведения ситуации от типа темперамента. Метод Цукнова ценится за то, что темперамент им выявляется объективно, с учетом множества правил.

Ролевое восприятие активно используется педагогами и специалистами, занимающимися с детьми. Все осуществляется по ряду правил. Для воспитанника это очень важно. Ему нравится осознавать, что он выдержал множество основ своих действий. Для него такой вид удовлетворения потребности нов, он открывает невиданную форму удовольствия – сделать все по правилам.

Используя ролевую игру как аккумулятор элементов труда в деятельности дошкольника, можно добиться применения им определенных усилий. В этот момент ему уже на ранних стадиях понятно, что делать, чтобы действие было закончено.

Предлагаемая методика ценна тем, что она имеет важнейший смысл в развитии ребенка. В этом возрасте любознательность повышена. Иной такой возможности обучить ребенка необходимому, не представится. Он совершенствует ощущения, восприятие, наглядные представления, учится ряду правил. Сначала мышление дошкольника является наглядно-действенным, но только в самом младшем возрасте. Затем оно преобразуется в наглядно-образное.

Именно в этом возрасте у дошкольников формируется личностное сознание. Они ищут свое место в мире старших, который пока что для них чужд. Но, его труд обязательно должен высоко оцениваться старшими. Важно и осознание места, которое ребенок занимает в детском микромире и во взрослом мироощущении. Он ценит мнение тех, кто нашел средства повлиять на него и наладил с ним контакт. И конечно, в старшем дошкольном возрасте маленький человек пытается осуществить работу настолько качественно, чтобы заслужить положительную оценку старших. Это помогает ему понять, как поступать в дальнейшем.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 6 - 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнёра или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а для выражения определённого отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью (4 - 5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребёнка во Многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающей определёнными заданными качествами. От ребёнка требуется, чтобы он умел добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс деятельности в данный момент его не привлекает, чтобы он умел создавать и последовательно воплощать замысел. Естественно, что младшие дошкольники ещё не могут подчинять свои действия подобным требованиям. На первых порах их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности - накладывание кубиков, изменение формы глины, появление следов на бумаге при пользовании карандашом или ручкой. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по мере формирования этой направленности ребёнок овладевает необходимыми внешними, практическими, и внутренними, психическими, видами деятельности. У него формируются эстетические переживания и творческие способности.

Наиболее пристальное внимание исследователей привлекает детское рисование. Рисунки дошкольников отличаются своеобразными чертами: они схематичны (человек изображается несколькими линиями), в них часто нарушены правильные соотношения предметов по величине (цветок может быть больше домика) и пространственные отношения, иногда предмет изображён одновременно с разных сторон и т.п. В известной мере эти особенности объясняются тем, что рисунки детей часто являются элементом игры или рассказа об интересных событиях. То, что не передаётся в изображении, дополняется словами или жестами. Сказывается также бедность изобразительных средств, которыми владеет ребёнок. Но вместе с тем, в особенностях изображений проявляются и некоторые характерные черты детского восприятия и мышления. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих случаях дети легко узнают предмет, нарисованный их сверстниками, в то время как взрослый затрудняется узнать его. При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного восприятия и мыслительных операций. Ребёнок получает необходимые «инструменты» для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие способности.

Дети-дошкольники приучаются выполнять и отдельные трудовые задания. Хотя здесь ещё рано говорить о труде как особом самостоятельном виде деятельности, но при выполнении таких заданий складываются некоторые психологические качества, характерные для труда в его развитых формах. Основным из них является умение подчинять свою деятельность общественным мотивам, руководствоваться той пользой, которую эта деятельность приносит др. людям. В итоге ребёнок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности.

Таким образом, дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок постепенно обучается тонкой рефлексии на др. человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, Действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, посвящается ребёнком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память.

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с др. людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребёнок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребёнок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и т.д.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трёх до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с 3 до 7 лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности (B.C. Мухина).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 207-210.

На чтение 10 мин. Просмотров 4.7k.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Статьи по теме