Особенности терморегуляции детей грудного возраста. Особенности терморегуляции у детей и подростков Когда у младенцев налаживается терморегуляция

Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ - гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы - то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка - тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее - новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают - они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов - чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция - теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями - не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки - он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение - они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской - для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями - на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия - но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи - ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды - это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания - они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт - ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко - родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя - обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто - потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от - 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов - по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске - следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается - на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер - можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто - потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Подержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения - тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.

Признаки перегрева ребенка

Терморегуляция

Вчера как обычно не могла уснуть полночи, зато нашла чудесную статью о терморегуляции маленьких детей. Мне, как неопытной маме, разъяснились некоторые вопросы, да и свекрови, думаю, надо будет дать почитать)))

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир - из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции - ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев.

Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких - активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления - насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда - родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются - «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше - влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей - дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями - они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается - оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время - это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник - напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена - стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения - из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. При первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.

Но как же на улице определить - не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки - это не признак замерзания. На самом деле все просто - положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий - вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный - наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки - кожа тела должна дышать, а руки и ноги - активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает - прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми - но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек - они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела - перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно - ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями - так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.


Уже новорожденные дети способны отвечать увеличением теплопродукции на снижение температуры окружающей среды. Так, снижение температуры ниже термоиндифферентной зоны у новорожденных детей приводит к возрастанию теплопродукции на 50 % (с9,7 до 14,5 мл/кг в 1 мин), измеряемой по величине потребления кислорода на единицу массы тела.
Весьма важной качественной особенностью терморегуляции детей раннего возраста по сравнению с более взрослыми детьми является то, что при снижении температуры кожи ребенка в период новорожденности на 2 °С теплопродукция возрастает в 2 раза (с 2 до 4 ккал/кг в час). Такой же уровень теплопродукции у взрослых достигается при снижении кожной температуры на 14 °С. Термоиндифферентная зона для новорожденных детей, а именно та температура внешней среды, при которой теплопродукция не увеличивается, составляет
33 °С [Корниенко И. А., 1969; Вгиск К е! а1., 1970]. Расчеты А. С. Блудорова (1954) показали, что в условиях комнатного режима (20 °С) термоиндифферентная температура для новорожденного ребенка будет достигнута, если одевать ребенка в обычную одежду - пеленку и кофточку. При этой температуре окружающей среды количество вырабатываемого организмом тепла примерно равно количеству тепла, отдаваемого телом. В этих условиях определяется и минимум теплопродукции.
Регуляция температуры тела в указанных границах температур внешней среды осуществляется путем либо вазомоторных реакций, т. е. с помощью физической терморегуляции, либо с помощью несократительного термогенеза, в частности- активности бурой жировой ткани.
При возрастании температуры среды выше термоиндифферентной зоны теплопродукция начинает превышать возможности теплоотдачи и неминуемо возникает перегрев организма. При адаптации к повышенной температуре обычно происходит снижение метаболизма, теплопродукции. При температуре среды выше 37 °С теплоотдача через теплопроводность и излучение полностью прекращается. Продолжает функционировать только теплоотдача через потоотделение. Теплоотдача через испарение происходит потому, что по мере повышения внешней температуры влагоемкость воздуха увеличивается, причем чем суше воздух, тем интенсивней про-исходит испарение. При 38 °С и 20 % влажности воздуха, при умеренном ветре (3,5 м/с) условия для теплоотдачи аналогичны тем, какие имеют место при 26 °С, 100 % влажности и отсутствии ветра.
Значение этих данных в особенности важно потому, что в раннем возрасте в силу высокого потоотделения необходимо предусмотреть рациональную одежду, т. е. слишком тепло не одевать детей. При этом в связи с возрастанием температуры пододеяльного пространства или температуры между одеждой и кожей ребенка и в силу высокой влажности от потоотделения существует опасность перегревания. При снижении температуры среды ниже термоиндифферентной зоны теплоотдача происходит главным образом путем конвекции, т. е. для обогревания «омывающего» организм воздуха. Величина теплоотдачи через конвекцию зависит не только от внешней температуры, но и от скорости движения воздуха.
Характер терморегуляции у детей в раннем возрасте определяется рядом особенностей. Важнейшей из них является большая относительная поверхность тела ребенка (отношение поверхности к массе). С этим связана большая удель-.
ная теплоотдача организма. Для обеспечения постоянной температуры тела у детей раннего возраста теплопродукция превышает таковую у взрослых. В первые месяцы до полугодовалого возраста она увеличивается с 2506,48-2910,7 кДж (600-700 ккал/м2) до 4186,8 кДж (1000 ккал/м2)в минуту. Затем в связи с ростом организма и уменьшением относительной поверхности тела энергозатраты снижаются и достигают у взрослых 2506,48-2721,42 кДж (600-650 ккал/м2).
В связи с большой относительной поверхностью тела и более напряженной терморегуляцией границы термоиндифферентной зоны в раннем возрасте сдвигаются в сторону более высоких температур и составляют от 19 до 24 °С.
У детей первого года жизни не реализуется асимметричное течение термовосстановительных процессов после проб с охлаждением. Скорость восстановления температуры до исходной величины после стандартного охлаждения лба, спины, конечностей имеет одно и то же значение [Маршак М. Е., 1965]. С возрастом на различных участках тела скорость термовосстановительных процессов после охлаждения становится неодинаковой. Там, где поверхность тела закрыта одеждой, обувью, время восстановления увеличено, а охлаждение любой незаполненной части организма может привести к возникновению болезни [Койранский Б. Б., 1966].
На протяжении первого полугодия жизни у детей возрастает теплопродукция почти в 2 раза, несмотря на снижение относительной поверхности тела. Какие ’ же механизмы обеспечивают нормализацию температуры тела ребенка? Установлено, что на первом году жизни происходит возрастание потоотделения, что увеличивает теплоотдачу. Вместе с тем уровень теплопродукции организма первого года жизни перекрывает возможности теплоотдачи испарением влаги, в связи с чем в годовалом возрасте происходит избыток теплопродукции по сравнению с месячными детьми. Этот избыток теплопродукции дает годовалым детям более надежный уровень терморегуляции при снижении температуры среды, что сдвигает его термоиндифферентную зону в область более низких температур.
. По мере роста ребенка и уменьшения величины его относительной поверхности тела уменьшается величина относи-тельной теплоотдачи. При этом снижается уровень теплоотдачи через теплопроводность и излучение. Об этом свидетельствуют исследования А. С. Блудорова (1954), в которых показано, что кожная температура на голени у детей уменьшается к годовалому возрасту на 2-3 °С. Существенное значение при этом имеют и морфологические изменения
кожных сосудов. У новорожденных имеется нежная, слабо выраженная сеть из мелковолокнистых, довольно равномерно расположенных капилляров. Ко второму полугодию капиллярная сеть претерпевает ряд морфологических изменений - появляются все более и более изолированные капиллярные петли, которые, вытягиваясь, располагаются перпендикулярно к сосочковой зоне кожи.
Поверхностное расположение обильно наполненной кровью густой капиллярной сети, придающее своеобразную красноватую окраску коже детей первых недель жизни, обеспечивает более высокую температуру их кожи по сравнению с таковой у детей старшего возраста, имеющих менее густую сеть кожных капилляров.
Чрезмерно высокая и низкая влажность помещений, в которых растет и развивается ребенок, пагубно влияет на его состояние здоровья, вызывая заболевания дыхательных путей как при увеличении влажности выше 70 %, так и при снижении ее ниже 40 %. Понижение влажности приводит к возникновению ринита, что связано с сухостью слизистой носоглотки и снижением в связи с этим ее бактерицидных свойств.
У детей раннего возраста испарение воды в расчете на
кг массы тела в 2-3 раза выше, в связи с чем изменение влажности внешней среды оказывает большее значение на терморегуляцию ребенка, чем взрослого.
Установлено, что для новорожденных детей границы нормальной влажности находятся в пределах от 70 до 50 %. По мере роста и развития влажность увеличивается в связи с увеличением потоотделения. Для детей 10-12 мес влажность должна соответствовать 65-40 %.
А. С. Блудоровым представлены физиологически обоснованные рекомендации прогулок и сна детей первого года жизни при низкой температуре среды в средней полосе нашей страны в зимний период года. Были проведены исследования, в которых выявлялись терморегуляционные рефлексы у детей на первом году жизни, одетых в теплое одеяло во время пребывания на открытом воздухе зимой. Температура кожи голени при понижении температуры окружающей среды до 0 °С в соответствии с увеличением теплоотдачи постепенно снижается и становится не ниже 34,3 °С. Эта температура соответствует верхней границе для термоиндифферентной зоны. При дальнейшем снижении температуры воздуха температура кожи ребенка начинает повышаться. Так, при температуре от -2 до -3 °С у детей 4-6мес она увеличивается на 1,3 °С. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем меньше увеличивается температура кожи при снижении температуры среды. Так, у детей 3-4 мес это увеличение составляет 1,1 °С
Морозный воздух, воздействуя на рецепторы слизистой поверхности верхних дыхательных путей и открытых частей кожи лица, рефлекторно вызывает интенсивное повышение теплопродукции. Но интенсификации теплоотдачи при этом не происходит в связи с достаточной теплоизоляцией - дети были тепло одеты.
Раздельное охлаждение только лица ребенка и вдыхание холодного воздуха в условиях обычной комнатной температуры приводили к аналогичным результатам.
Таким образом, уже у детей раннего возраста выявлены терморегуляционные рефлексы при пребывании на открытом воздухе зимой, направленные на поддержание постоянной температуры тела.
Существенное охлаждение организма, как правило, приводит к возникновению различных заболеваний, ранее называвшихся простудными. Было установлено, что охлаждение ведет к снижению резистентности, сопротивляемости организма, что может способствовать возникновению инфекционного процесса.
Исследования, проведенные В. А. Лихтенштейн (1967) в распознавании температурной топографии тела взрослых и детей в нормальных условиях среды и при действии неблагоприятных факторов, показали, что возникновение простуды может быть связано не только с общим охлаждением тела, но и с возникновением резкого температурного контраста между охлаждаемым участком и остальной поверхностью тела. Причем в раннем возрасте подобные изменения возникают при меньшей степени температурных воздействий на отдельные участки тела ребенка, нежели у взрослых.
Снижение сопротивляемости к инфекции у детей может быть связано и со стрессовой реакцией, возникающей, например, при поступлении ребенка в детский сад [Студени- кин М. Я., Макаренко Ю. А. и др., 1979; Тонкова-Ямполь- ская Р. В., 1980]. В этой связи предварительное закаливание, увеличение адаптивных возможностей ребенка, очевидно, может быть определенным профилактическим фактором.
Совершенствование терморегуляционных рефлексов имеет существенное значение для закаливания. Охлаждение отдельных частей тела рефлекторно может вызвать терморегуляционные реакции во всем организме. Охлаждение даже ограниченных участков кожи ведет к появлению рефлекторных реакций в других частях тела, не подвергавшихся охлаждению. Так, при охлаждении стоп происходит нарушение кровообращения в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. При адаптации к повторным Холодовым воздействиям (дозированное охлаждение стоп) в течение 2-3 нед устойчивость организма к охлаждению повышается, и нарушений кровообращения в слизистых оболочках носа и зева не отмечается.
Установлено, что при систематическом охлаждении стоп холодной водой в начале исследования температура слизистой оболочки носа понижалась на 0,1 -1,8°. После 2 мес адаптации у детей снижения температуры слизистой оболочки не отмечалось, в то время как в контрольной группе охлаждение стоп водой вызывало изменение сосудистой реакции слизистой оболочки носа на протяжении всего периода наблюдения.
У закаленных взрослых людей при достаточно сильном, но не чрезмерном охлаждении не происходит сужения сосудов, а усиленная отдача тепла компенсируется увеличенным теплообразованием.
" В других случаях кровеносные сосуды не остаются все время суженными, но периодически меняют свой просвет (так называемая игра сосудов). Кожа, побледневшая при сужении сосудов, через некоторое время, вследствие увеличенного притока крови, снова розовеет благодаря повторному расширению последних, несмотря на продолжающееся охлаждение. Подобные изменения просвета сосудов служат защитой от об-морожения, которое может наступить при длительном действии холода. Однако аналогичных изменений сосудистых реакций у детей дошкольного возраста в литературе не описано.
Обычные методы закаливания детей предусматривают процедуры все увеличивающейся интенсивности и продолжительности. При этом воздушные и водные процедуры проводят с физическими нагрузками. В тех случаях, когда используют водные процедуры, короткие по времени (20- 30 с), но резкие по перепадам температур (10-15 °С) между телом и водой, необходимы обязательное растирание кожи до потепления, массаж, а также гимнастические упражнения.
Б. Б. Койранский (1966) считает, что при резких холодовых раздражениях возбуждающее действие холода превалирует над тормозным.
Иными словами, рецепторный аппарат охлаждаемой части тела трансформирует воспринятые воздействия в нервный процесс, благодаря которому защитные и приспособительные системы организма предохраняют его от переохлаждения. Слабое возбуждение в состоянии привести в возбуждение рецепторный аппарат. Именно поэтому традиционная практика закаливания заключается в тренировке все более резкими и интенсивными Холодовыми воздействиями.
Многие исследователи считают, что главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедленное слабое охлаждение части кожной поверхности.
У здорового незакаленного человека восстановление температуры после различных по времени и силе холодовых воздействий протекает неодинаково, что зависит от того, с какой скоростью и интенсивностью происходит охлаждение (чем медленнее, тем длительнее термовосстановление). Короткие, но резкие перепады температур (10-15 °С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлажденного участка. Такие же короткие, но слабые (2-4 °С) холодовые воздействия вызывают еще более ускоренное восстановление. Приведенная особенность термовосстановления является отражением известного правила Г. В. Фольборта: чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.
В том случае, если происходит тренировка организма к коротким, но резким перепадам температур, вырабатывается устойчивость к ним. Однако к замедленным Холодовым раздражениям толерантность в этих случаях не возникала. Для создания адаптивной устойчивости организма к различным охлаждениям тренировка должна производиться к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия [Подшибякин А. К. и др., 1982].
Проблема закаливания в широком смысле не ограничивается адаптацией организма к холоду и физическим нагрузкам. Установлено, что физиологический механизм адаптации связан с возникновением состояния гипоксии. Вместе с тем существуют и определенные специфические особенности адаптации к холоду, физическим нагрузкам и высокогорной гипоксии. Вот почему исследования, посвященные адаптации развивающегося организма к высокогорной гипоксии, не менее важны для понимания механизмов закаливания, чем собственно закаливание к холоду и физическим нагрузкам.
Основной особенностью долгосрочной адаптации к высокогорной гипоксии у детей является возрастание активности системы, обеспечивающей транспорт кислорода, аналогично тому, что имеет место при адаптации к холоду и скелетно- мышечной активности. При этом увеличиваются показатели
кислородной емкости эритроцитов, плазмы и рабочие возможности легких и сердца.
Вместе с тем при чрезмерной адаптации к гипоксии (длительность пребывания либо большая высота) возникают и негативные изменения в организме. Они связаны с задержкой роста, снижением массы тела и внутренних органов, нарушением их функции [Миклашевская Н. Н. и др., 1972; Празников В. П., 1972]. Возникает несбалансированное развитие функциональных систем (см. гл. 5).
Границы оптимальных воздействий на организм в ранние возрастные периоды весьма малы и обусловлены незначительными адаптивными возможностями в начальные периоды онтогенеза. Вот почему в литературе представлено столь большое количество негативных результатов адаптации к различным средовым воздействиям, в том числе и гипоксии организма на ранних этапах развития. Вместе с тем изыскание оптимального воздействия, оптимальных величин дозирования трех важнейших средовых факторов может привести к увеличению адаптивных возможностей развивающегося ребенка, а именно того, что вкладывается в понятие «закаливание», т. е. увеличение резистентности, сопротивляемости организма.
С чем же связаны снижение весовых характеристик органов, уменьшение количества клеток в печени, почках и других органах? При неоптимальной адаптации к гипоксии, холоду или физическим нагрузкам в результате дефицита макроэргов происходит разрушение структур тканей. Спектр этих разрушений различен в зависимости от степени гипоксии или физической нагрузки - от гидролиза и набухания клеток до разрушения крист митохондрий или полного разрушения клеток.

Организм человека способен реагировать на любые изменения в температурном режиме окружающей среды, и ответственной за это является наша система терморегуляции, которая при охлаждении тела включает механизм его обогрева, а при повышении температуры тела задействует различные способы его охлаждения. Существуют такие виды терморегуляции , как химическая и физическая. При этом постоянство температуры тела в различных условиях окружающей среды достигается при помощи баланса между теплопродукцией и теплоотдачей. Как же это происходит?

При низкой внешней температуре в организме человека начинаются процессы химической регуляции энергетического обмена. Активизация обмена веществ с ускоренным расщеплением углеводов и жиров приводит к образованию дополнительных порций энергии. В это же время в организме происходит ряд физиологических процессов, ведущих к замедлению рассеивания тепла. К способам физической терморегуляции относятся сужение/расширение кожных сосудов, потоотделение, реакция гладких мышечных волокон кожи и даже изменение позы, в которой находится человек. Когда мы мерзнем, происходит резкое уменьшение притока крови к коже, в результате чего поверхность тела становится холодной, и разница температур между кожей и окружающей средой нейтрализуется. Кроме того, сокращение мышц кожи приводит к изменению положения волосков на коже, повышая ее теплозащитные свойства. Также при сильном понижении температуры включается механизм мышечной дрожи, помогающий человеку лучше согреться.

Если на тело человека действует высокая температура, то химические реакции внутри организма приводят к замедлению обмена веществ и уменьшению выработки энергии. Физическая регуляция перестраивается в режим охлаждения, которое достигается посредством притока крови к сосудам кожи, что способствует уменьшению ее температуры. Также у человека наблюдается повышенное потоотделение, которое не только способствует выведению тепла с потом, но и помогает охлаждать кожу при любых движениях воздуха.

Терморегуляция у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Большая площадь поверхности кожи на килограмм веса, а также плотная сеть сосудов кожи у младенцев способствует более активной теплоотдаче. Кроме того, дети потеют очень слабо, а мышечная дрожь при низких температурах у них не возникает вообще. Теплорегуляция осуществляется только за счет химических механизмов – ускорения или замедления производства внутреннего тепла. Такое несовершенство системы теплообмена приводит к тому, что маленькие дети могут легко замерзнуть в сравнительно теплой комнате и быстро перегреваются при малейшем повышении температуры. Как показывает опыт, чаще всего дети именно перегреваются. Мерзнут реже.

Нарушение терморегуляции у ребенка

Существуют различные патологии терморегуляции, которые свойственны как детям, так и взрослым. Однако у малышей они проявляются в большей степени, из-за того что приводят к более ощутимым последствиям. Одно из наиболее распространенных нарушений теплообмена – несовершенство физического механизма теплорегуляции. В таком случае при понижении температуры происходит сужение сосудов кожи, и вместе с тем снижается их тонус, что приводит к приступам чихания и затруднению дыхания. Чтобы этого избежать, организм вынужден включать механизм химической терморегуляции при достаточно высоких температурах, в результате чего человек начинает мерзнуть и дрожать даже в теплую погоду.

Другая крайность – когда механизм химической регуляции включается слишком поздно, и человек не чувствует холода и дрожи, но его организм сильно переохлаждается. Это может приводить к постоянным простудным заболеваниям и обострениям хронических воспалительных процессов в ЛОР-органах.

У некоторых детей появляется так называемая аллергия на холод. Конечно, холодный воздух не может быть аллергеном, но под воздействием низкой температуры собственные белки в организме малыша могут образовывать особую структуру, которую иммунная система ребенка воспринимает как чужеродную. В результате на теле у некоторых деток появляются кожные высыпания. Для того чтобы этого избежать врачи рекомендуют родителям не пересушивать кожу ребенка мылом, после каждого купания увлажнять ее при помощи специальной , а также использовать жирный крем перед тем, как выходить на прогулку в мороз. Наносить крем нужно на лицо, шею и ручки крохи.

Нарушения теплорегуляции развиваются практически у всех недоношенных детей. Также в группу риска входят дети, страдающие неврологическими и мышечными заболеваниями, , болезнями кровеносной и дыхательной систем. Поэтому если Ваш ребенок слабенький, обязательно обратите внимание на то, чтобы , а в домашних условиях применяйте различные .

Обязательно учтите все особенности терморегуляции у детей , и постарайтесь не допускать наиболее распространенных ошибок в уходе за младенцем:

  • Только в первые месяцы жизни ребенка температура в комнате может быть 24-25°С. Далее она должна снижаться. И оптимальной для детской комнаты считается температура 20-22 °С в период бодрствования и около 18°С во время сна.
  • Не нужно одевать на ребенка дома никаких шапочек и дополнительных кофточек. Идеально, если Вы приучите ребенка спать голышом. Если в комнате прохладно, достаточно одной пеленки.
  • Обращайте внимание на первые признаки перегрева – отказ от груди, беспокойство, покраснение и повышение температуры тела крохи. Если Вы их не заметите, через некоторое время ребенок впадет в состояние болезненного сна и при продолжительном перегреве его температура повысится до критической.
  • Переохлаждение в этом смысле менее опасно, так как о нем ребенок сообщит Вам громким плачем и активными телодвижениями. Самый быстрый способ его согреть – зайти в теплое помещение, приложить младенца к груди или дать ребенку теплый чай.
  • Научитесь правильно определять температуру тела малыша. Часто родители начинают щупать ручки, лобик или носик. Правильнее всего положить руку на затылок крохи. Если он влажный и горячий, ребенок перегрелся. Если затылок прохладный, оденьте малыша теплее или прикройте одеяльцем.

Внутриутробно плод находится в околоплодных водах, температура которых около 38,0 "С, тепло поступает ребенку через плаценту от матери, так как собственные механизмы терморегуляции еще не функционируют. При этом температура тела плода на 1 °С выше, чем у матери.

При рождении ребенок оказывается в среде с более низкой температурой, его кожа охлаждается, а это рефлекторно стимулирует самостоятельное дыхание, но только тогда, когда температура снижается в пределах 1,0-1,5 "С. Возможность увеличить собственную теплопродукцию (особенно если ребенок мокрый и раздет) низкая.

Для удовлетворительного состояния новорожденного необходима комнатная температура около 25,0 "С (для недоношенных до 28,0 °С), недопущение нахождения ребенка мокрым и неодетым, все процедуры следует выполнять на тепловом матрасе и под радиантным источником тепла; новорожденного нужно выкладывать только в кувез, предварительно согретый до 35,0 °С, необходим положительный телесный контакт с матерью.

Особенности терморегуляции у новорожденных

Нестабильность терморегуляции новорожденного обусловлена следующими факторами:

  • непропорциональное соотношение между малой массой тела новорожденного и относительно большой поверхностью его тела;
  • низкая теплоизоляция обусловлена наличием незрелого эпидермиса, плохой выраженностью (или практически отсутствием у детей с ЭНМТ) бурой жировой клетчатки и подкожного жирового слоя;
  • при рождении ребенка в условиях потери тепла испарением с кожи быстро возникает нарушение терморегуляции в виде гипотермии - температура кожи («оболочки») новорожденного снижается на 0,3 °С в минуту, а температуры внутренних органов («ядра» организма) - на 0,1 "С в минуту;
  • при охлаждении организма новорожденный не может адекватно увеличить потребление кислорода, что приводит к гипоксии;
  • в состоянии гипоксии значительно повышается потребление кислорода при обменных процессах (цикл Кребса) для поддержания адекватного уровня теплопродукции (необходима дополнительная оксигенация);
  • чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше незрелость и функциональная недостаточность центральных механизмов терморегуляции (центр терморегуляции - область гипоталамуса).

Способы термометрии:

  • ректальная температура (риск травмы слизистой оболочки и перфорации прямой кишки, инфицирования, вагусная стимуляция) - среднее значение 37,5 °С, диапазон 36,8-37,6 °С;
  • аксиллярная температура - среднее значение 36,6 °С, диапазон 36,5-36,9 °С;
  • температура, измеренная в ротовой полости, - среднее значение 36,8 °С, диапазон 36,4-37,2 °С;

Для термометрии у детей используют электронные (показатели часто недостоверны), ртутные, ротовые (разрешены только с 4-летнего возраста) и ушные термометры.

Примечание . Для обогрева новорожденных не рекомендуется использовать резиновые грелки из-за невозможности контроля температуры воды.

При температуре поверхности пеленального столика и т. п. до 39-40 °С и выше - риск возникновения у новорожденного термического ожога.

Термометрия у новорожденных:

  • термометрию (по возможности) проводить в спокойном состоянии ребенка;
  • если новорожденный кричит, возбужден, то сначала желательно его успокоить, а температуру тела измерять спустя 15-20 мин;
  • перед проведением термометрии в подмышечной, паховой областях необходимо насухо их протереть;
  • для определения аксиллярной температуры термометр укладывают в подмышечную область и плотно прижимают плечо ребенка к грудной клетке, такое положение удерживают 5-10 мин;
  • для определения ректальной температуры новорожденного нужно положить на спину, поднять и развести ножки, смазать кожу в области ануса детским кремом или вазелиновым маслом, ввести термометр в задний проход ребенка на глубину 1,5-2,0 см, после чего свести ножки и удерживать в таком положении 3 мин, не выпуская из рук термометр (исключая риск травмы);

Новорожденный (особенно недоношенный) имеет свои индивидуальные показатели нормальной температуры тела, которые колеблются в зависимости от времени суток и способа термометрии. Однако существуют общие средние показатели нормальной температуры тела для новорожденных.

Показатели нормальной температуры тела новорожденных

Статьи по теме