Как научить ребенка не бояться сцены. Что делать, если ребенок боится публичных выступлений? Что могут сделать родители

«Дома рассказывает доклад и читает стихи „на ура“. А в школе за ответ у доски всегда ставят четверку. Волнуется, путает слова. Как будто и не учил ничего», - расстроенно рассказывает знакомая мама. Ситуация до боли знакомая многим школьникам и их родителям. Рассказываем, что делать, если ребенок боится выступать на публике.

Причины волнения

В школе я никогда не боялась отвечать у доски: мне было комфортно видеть лица друзей-одноклассников. Зато в университете из-за волнения получила четыре на защите диплома. Сбивчивая речь, дрожащий голос, ощущение, что воздуха в легких слишком много: все это сыграло против меня. Вспоминаю - и до сих пор неловко. А многие дети чувствуют себя так постоянно.

Бояться - нормально

Пусть будет интересно

Расспросите ребёнка о том, что самое интересное в его докладе: почему эта тема его увлекает? Сконцентрируйтесь не на оценке, а на информации, которую он узнал. Скажите, что главное - рассказать другим ребятам, почему эта тема такая захватывающая, а не впечатлить учителя.

В школе я несколько лет ездила на научные конференции и рассказывала про литературные аллюзии. Эта непростая (для восьмого класса) тема казалась жутко скучной всем моим знакомым. Зато мне она нравилась до безумия. И когда я начинала объяснять суть исследования маме или подружкам, они слушали с большим интересом. Энтузиазм передавался слушателям, и скучные определения оживали.



А что если…

Страх выступления похож на страх неизвестности. Ребенок не знает, как отреагируют одноклассники и учителя. В его голове проносятся вопросы: «А что если я забуду текст?», «А если все будут смеяться?», «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?». Составьте с ребенком список ситуаций, которые могут приключиться. Фантазируйте от души. А затем придумайте, как можно решить каждую проблему.

Игра полезна тем, что готовит детей (и взрослых) к реальным жизненным ситуациям.

В её основе лежит концепция «ожидания неожиданного» , которая поможет не впасть в ступор, если что-то пойдет не так.

Научитесь правильно дышать

Правильная техника дыхания выручает в моменты сильного напряжения и волнения, когда пора идти на сцену или рассказывать реферат. Научите ребенка делать дыхательную гимнастику. Сначала глубокий вдох, затем - медленный выдох.

Чтобы проверить, правильно ли дышит ребенок, положите одну руку ему на грудину, а вторую - на живот. Пусть он сделает вдох. Если рука на животе движется при вдохе с большей амплитудой, чем на грудине, значит, ребенок все делает верно.

Организуйте домашние спектакли

Чем больше тренируетесь - тем лучше получается. Устраивайте домашние представления: пусть каждый член семьи выучит и расскажет стихотворение или изобразит сценку из любимой книги. Во-первых, это дает огромный простор для творчества. Во-вторых, дети становятся увереннее в себе, играя на воображаемой сцене.



Спросите ребенка

Иногда дети сами находят удивительные решения своих проблем. Вот история мамы из книги «Мой ребенок - интроверт» .

Как-то она спросила своего шестилетнего сына Лео, не знает ли он средство от неприятного ощущения в животе, которое возникает когда нужно выступать на публике. Малыш ответил: «Ну, я могу одолжить тебе мой тревожный камушек. Положи его в карман. Каждый раз, когда от волнения скручивает живот, надо просто его потрогать. Он такой гладкий и прохладный! Это правда помогает».

Мама даже не подозревала, что Лео уже много раз пользовался своей придумкой, когда учитель вызывал его к доске.

Прежде чем предложить решение, спросите ребенка, что он может придумать. Возможно у него есть свой «тревожный камушек».

Хвалите

Не забывайте говорить слова поддержки ребенку: «Ты молодец», «У тебя всё получится», «Ты отлично рассказал. Было так интересно!». Это один из главных способов укрепления уверенности - хвалить детей за приложенные усилия. Даже если ребенок выступил не слишком удачно, не ругайте его: лучше обнимите и скажите что-то приятное. Например, что вы его любите просто так, а не за что-то - точно не за пятерки.



Даже если ребенок выступил неудачно, похвалите его. -

Кажется, что некоторые дети рождены для сцены: они с интересом рассказывают рефераты, их речь выразительна, а интонации - верные. Но они тоже боятся. Просто умеют правильно настроить себя перед выступлением. Найдите способ, который подойдёт вашему ребенку. Сначала он будет чувствовать дискомфорт, но со временем научится получать положительные эмоции и с каждым разом будет становиться увереннее.

Письмо читательницы:

«Андрею (внуку) в марте уже будет 6. Активный, очень подвижный мальчик дома, в дет. саду, в среде знакомых, но как только что-то новое (войти в помещение, где нужно с кем то поздороваться, пойти в какой-нибудь кружок, зайдёт 1-ый раз кто то к нам в кв.) прячется за спину и ни за что не откликнется, не поздоровается, не пойдёт в группу заниматься. Знает много стихов, умеет читать (даже в садике, когда воспитательница, обучая остальных детей буквам, подозвала его к себе и попросила подсказывать — если кто то не отвечает — на какую букву она показывает…он бедный весь стал красный, вспотел., задёргался..в результате спрятался за неё и расплакался). Т.е. как я понимаю и наблюдаю для него публичные выступления вызывают ужас…а нам в 2013 идти в школу. Как он выйдет к доске???

Выученный стишок он даже деду (мы вместе не живём) рассказать стесняется! Только после долгих уговоров и увещеваний согласился. В садике ему не поручают участвовать в постановках к празднику, например, Новый год или вернее что-нибудь рассказывать. Я их понимаю. Ведь он подведёт. Не выйдет на сцену..и спектакль испорчен…. И хотя он очень хочет получить подарок от Деда Мороза …попробуем в этом году…мы выучили уже несколько стихов на эту тему (почему несколько? что б у него был выбор) , но боюсь, что ничего не изменится, хотя ему о своих страхах я, конечно, не говорю. Что мы делаем не так? Нина.»

Насколько я поняла из Вашего описания ситуации, ребенок испытывает стресс в новых и незнакомых ситуациях: страх перед новыми людьми, перед публичными выступлениями, в новых местах. Здесь можно говорить о тревожности, которая возникает из-за определенных ситуаций.

Такая тревожность может возникать из-за потери каких-то значимых отношений, либо серьезной неудачей в важном для ребенка деле. Ситуативная тревожность вполне может перейти и в школьную, т.е. ребенок также будет бояться отвечать у доски, сложно адаптироваться в новом коллективе. Еще одной и самой главной причиной появления такой тревожности являются отношения между детьми и родителями (ближайшим окружением).


Частенько родители, бабушки-дедушки предъявляют ребенку завышенные требования, соответствовать которым он не может. Если родители слишком сильно озабочены тем, как и где ребенок будет продолжать обучение, какую же достойную школу для него выбрать, если для его образования приглашаются репетиторы, либо усиленно кто-то из членов семьи занимается с ним дома, то сам ребенок перенимает озабоченность родителей и старается соответствовать их ожиданиям. Потерпев несколько неудач, ребенок расстраивается и «понимает», что не в силах соответствовать тем критериям, которые предъявляются ему.

Хоть Вы и не говорите вслух то, что думаете на самом деле о своем внуке, но детки очень чутко улавливают настроение взрослых. Конечно, ни один родитель не стремится сделать своего ребенка тревожным, но вот их поступки могут свидетельствовать об обратном.

Как помочь ребенку?

Во-первых, сами перестаньте беспокоиться о его будущем. Принимайте и любите Вашего внука БЕЗОЦЕНОЧНО. Любите его всегда не зависимо от того рассказал он стих или нет, выступил на утреннике или нет. Будьте сами оптимистичны, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка в том, что все будет хорошо.

Во-вторых, не сравнивайте ребенка с другими детьми. Забудьте про фразы типа: «Вот мальчик спел песню – получил от деда Мороза подарок, а ты не расскажешь стих – ничего от него не получишь».

В-третьих, создайте у ребенка ощущение того, что он УЖЕ успешен и он УЖЕ победитель. Тревожным деткам обязательно нужно повышать свою самооценку. В этом Вам помогут воспоминания о его увлечениях и интересах (лучше записать все его таланты на листочек). Так и Вам и ему будет проще убедиться в том, что и без публичных выступлений, он может жить полноценно и счастливо. Внук не хочет/не любит выступать на публике, ничего страшного. Не нужно постоянно напоминать ему об этом и уговаривать рассказать стишок.

Можно взять ватман и наклеить туда цветок. Серединка цветка – фотография Вашего внука, а на лепестках каждый день писать достижения и результаты прошедшего дня. Пусть ребенок сам говорит, чем он гордится. Например, построил дом, собрал машину из конструктора, сам прочитал книгу, выучил новый стих и т.д. Каждый день, получая позитивную информацию, ребенок будет приобретать уверенность в своих силах, а взрослые, которые будут помогать ему записывать достижения, установят с ребенком более тесный эмоциональный контакт.

Найдите или сделайте какой-нибудь «талисманчик», который бы помогал ему преодолеть свои страхи.

Рассказывайте стихи перед зеркалом. Так можно будет отрепетировать позу и мимику. Если ребенок чувствует напряжение, предложите ему простые упражнения на расслабление: глубокий вдох-выдох, улыбка, воспоминания о чем-то приятном. Существуют игры с детьми, направленные на снятие мышечного напряжения. Играйте с внуком ежедневно.

Можно надеть новогодний костюм с маской. Пусть ребенок сам выберет себе того персонажа, который ему понравится. И пусть рассказывает стихотворение от лица этого персонажа. Так Андрюша перевоплотится из обычного мальчика, например, в мишку, . И стихи будет рассказывать большой, веселый и смелый медведь, а не Андрюша, который этого делать не любит. После того, как мишка расскажет стихотворение, обязательно поинтересуйтесь, что он чувствовал. Понравилось ли ему слышать аплодисменты, раскланиваться перед зрителями. Можно рассказывать от лица нескольких разных героев. Например, мишка говорит бойко, низким голосом, а вот зайчик быстро, звонко и высоким голосом. Таким способом можно неоднократно и на разный манер, вживаясь в разные образы.

Рисуйте различные эмоции: грустные, веселые, удивленные, злые, расстроенные, добродушные рожицы и т.д. Очень полезно корчить рожицы перед зеркалом.

Читайте ребенку сказки или придумывайте их сами. Герои в сказках часто попадают в затруднительные ситуации, но потом с достоинством находят выход из них. Обсуждайте прочитанное с ребенком.

Чаще обнимайтесь, гладьте ребенка по голове, сообщайте ему, что он самая большая радость в Вашей жизни.

Проблема застенчивости.

Проблему застенчивости нужно решать и ни в коем случае не оставлять ребенка один на один со своими страхами. Чувства детей тонки и неуловимы, они легко меняются. Он может одновременно страстно хотеть проявить свой талант на сцене или перед немногочисленными зрителями и бояться показать себя открытым, уязвленным, почувствовать насмешку или непонимание. Этот страх еще больше поражает сознание ребенка, усугубляя ситуацию. В дальнейшем самое небольшое замечание со стороны взрослых ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, прячет свои достижения, прекращает занятия, лишь бы не вызвать недовольство. Застенчивые дети менее настойчивы, реже добиваются успеха, очень болезненно реагируют на замечания. Поэтому необходимо помочь ребенку справиться с этой проблемой и перестать бояться выступать перед зрителями.

Советы.

В первую очередь нужно сделать все возможное, чтобы изменить реакцию ребенка на отношение к нему окружающих, повысить его самооценку. Очень часто родители замечают у детей только отрицательные стороны, ругая его за каждую ошибку. И одновременно никогда не хвалят за то, что он сделал успешно, воспринимая это как должное поведение. Это большая ошибка со стороны родителей. Необходимо давать ребенку понять, что он может заслужить похвалу, он должен чувствовать родительскую любовь вне зависимости от своего поведения. Он должен быть уверен, что его успехи замечены и восприняты родителями, что старания не потрачены напрасно.
Застенчивые дети боятся всего нового, например, перед зрителями выступать - это тяжелое испытание для них.

Для того чтобы побороть конкретную боязнь выступлений перед публикой, следует много и усиленно экспериментировать дома. Пусть его зрителями сначала будут самые близкие игрушки, затем родители и родственники. Они должны поддержать ребенка, дать ему возможность понять, что он все сделал правильно, обязательно похвалить его. А существующие замечания поначалу лучше завуалировать и преподнести их как «незначительные изменения в программе номера». Если ребенок все еще стесняется - станьте участником выступления. Пусть он чувствует вашу поддержку рядом, а не где-то со стороны. Дети, как известно, как губка впитывают стереотипы поведения своих родителей. Глядя на вас, как на участника выступления, он будет брать с вас пример, подражая вам.

Недостаток общения.

Дети часто становятся застенчивыми из-за нехватки общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. Они просто не знают как вести себя в такой ситуации. Ваша задача смоделировать похожие обстоятельства, научить ребенка правильно ориентироваться и выстраивать соответствующую линию поведения. Если в вашей семье или у друзей есть дети такого же возраста, приобщите их к совместным играм. Пусть они выступают друг перед другом, играя в различные ролевые игры, например, в детский сад, где ребенок будет и воспитателем, в школу с учениками и учителем и другие. Важно, чтобы в этих играх была роль, подразумевающая публичное выступление. В противном случае ваш малыш будет робким и как следствие бояться перед взрослыми выступать или даже заговорить с ними.
Если этот барьер преодолен, можно двигаться дальше. Ведь успешное выступление перед мамой еще не означает, что ребенок не растеряется при виде множества незнакомых людей-зрителей.

Причины страха.

Постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить причину его страха. Возможно, он боится не самого выступления, о того, что забудет текст или слова песни или вашей реакции на его возможные промахи. В таком случае, убедите ребенка, что ваше отношение не изменится при любом исходе выступления. А ошибки бывают у всех, даже у профессионалов высокого класса. Отрепетируйте выступление как можно тщательнее, чтобы все действия ребенок выполнял, не задумываясь, тогда он сможет больше сил отдать эмоциям и общению с залом. Объясните ребенку, как вести себя на сцене в случае, если возникнет непредвиденная ситуация. Например, если он забыл слова или перестала звучать музыка. Не акцентируйте на этом внимание, так можно возбудить страх еще больше. Просто определите общую тактику поведения, например, забыл слова, вспоминаешь следующие и продолжаешь читать или петь. Это позволит ребенку ощутить дополнительную уверенность и полностью отдаться выступлению, не заботясь о том, что может произойти. Расскажите ребенку, что нельзя понравиться всем сразу. В зале найдутся те, кто высоко оценит его выступление и обязательно найдутся те, кому оно не понравиться (ведь у вашего ребенка тоже есть свои предпочтения). Это не должно смущать или останавливать детей. Это нормальное состояние для любого артиста, тем более начинающего, ничего страшно в этом нет.

Советы артистов.

Некоторым, возможно, помогут советы бывалых артистов. Они часто говорят, что для удачного выступления необходимо найти в зале своего зрителя, а затем во время выступления обращаться именно к нему. Для детей это может быть мама, папа или друзья. Увидев их в зале, ребенок может почувствовать дополнительную уверенность, поддержку, обретет чувство стабильности. Не исключена и возможность того, что ребенку наоборот нужно, чтобы в зале присутствовало как можно меньше знакомых, иногда это добавляет стеснительности и мешает показать все, на что способен маленький артист. Ваша задача определить, какая обстановка будет наиболее комфортной для выступления ребенка и постараться обеспечить ее.
Не отчаивайтесь, если у вас все еще будут неудачные выступления. Каждый раз разберите ситуацию вместе с ребенком, попытайтесь выяснить, что именно помешало удачному представлению. Анализируйте, подбадривайте, старайтесь не допускать прежних ошибок. И главное - любите и поддерживайте своего ребенка. Постоянные тренировки, мягкая настойчивость обязательно принесут свои плоды.

  • Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает. Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда - смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.
  • Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает - это очень полезное чувство, и оно нам необходимо. Поэтому бояться того, что ты боишься - не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх - одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.
  • Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка. Нужно очень хорошо готовиться, и тогда ответ/выступление имеет все шансы быть хорошим. Если ребёнок понимает, что сделал работу на 100% хорошо и сделал все зависящее от него, то с таким настроем выступать будет намного легче. Боязнь определенного педагога можно преодолеть, донеся до ребенка мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают». Мне могут возразить, рассказав о детях, круглых отличниках, которые до дрожи боятся выступать. Такими детьми нужно сказать: «Да, страх есть, он с тобой, но ты его переживешь, начинай говорить, и он от тебя отступит». Мы зацикливаемся на страхе, потому что только о нем и думаем. А стоит думать об ответе.
  • Робким детям поможет, как при обучении вождению, «наездить определенное количество часов» - выступать и все, не стесняться, поднимать руку, «проходить» через свой страх. В то же время не нужно ребенка заставлять раз за разом тренировать будущее выступление, достаточно прорепетировать один раз, да и то лучше постараться превратить это в игру, заинтересовать материалом. Например, когда мы с сыном, когда учим стихи, не зазубриваем неистово, а сначала разбираем, о чем в стихотворении говорится, какая должна быть интонация, где расставляются акценты. Надо постараться добавлять больше удовольствия в обучение. Школа и так режимное заведение, зачем еще и дома муштра?
  • Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет. Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.
  • В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей - там ребенка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений».
  • В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя - общаться с аудиторией. Публичное выступление - это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.
  • Главное - помнить, что на формирование любого навыка нужно время. Не требуйте от детей немедленного результата, дайте им возможность полюбить ораторское искусство»!

Многие уверены, что ораторское искусство - это удел политиков, телеведущих и актеров. Остальным людям не так важны личные успехи в риторике. Однако публичные выступления появляются в жизни любого человека с раннего детства: то стихотворение на утреннике нужно рассказать, то пересказать текст перед всем классом. Как правило, дети в таких ситуациях волнуются, а это серьезно сказывается на качестве доклада. Чтобы каждое сообщение перед аудиторией проходило в соответствии с ожиданиями рассказчика, важно работать над красноречием и не бояться выступлений.

Профессионалы ораторского искусства

Самые известные владельцы риторического мастерства преследовали разные цели во время своих высказываний, имели разные характеры и политические взгляды, даже жили в разное время, но один факт у всех ораторов имел общую структуру - это умение оказывать влияние на людей своими точными и острыми выражениями. Как у них это получалось? Они имели определенные стили и подходы к аудитории, умело пользовались тонкостями психологии и собственной харизматичностью.

    Ленин: лаконичность и точность

Одним из самых высококлассных ораторов своего времени можно назвать Владимира Ильича. Революционер был не только чудесным оратором, но и первоклассным психологом. Он хорошо чувствовал настроение народа и разговаривал с людьми на понятном и простом языке. Высказывания вождя обретали конкретную и законченную форму. Владимир Ильич активно использовал жестикуляцию во время обращений, а также подключал к своим словам собственную энергетику, которая не могла не увлечь народ.

    Сталин: повторы и длинные предложения

Вторая не менее громкая фигура ораторского искусства - Иосиф Виссарионович. Свои сообщения он строил в другой манере. Конкретность и лаконичность Ленина сменились на пространственные рассуждения и частые повторы слов. Его выступления никого не оставляли равнодушным. Даже сегодня при обсуждении Сталина, как оратора, возникает два мнения. Первое - излишняя тавтологичность лидера, второе - ясность ума и мысли.

    Уинстон Черчилль: преодоление трудностей и приемы

Премьер-министр Великобритании имел проблемы с речевым аппаратом, но это не помешало ему освоить ораторское искусство и развить его не только в политической карьере, но и в литературной. Черчилль также использовал множество подходов к созданию удачного выступления. Он говорил, что самое главное - это тщательная подготовка и внимательность. Кроме того, оратор советовал не пренебрегать эффектным началом выступления, которое смогло бы увлечь слушателей, а по ходу всего доклада использовать юмор и создавать уютную и располагающую обстановку.

    Ларри Кинг: первые неудачи и хороший опыт

Никто из известных дипломатов и непревзойденных ораторов не родился с даром убеждения. Все они учились этому искусству и прилагали немало усилий, искали подходы к публике, тренировались на протяжении нескольких месяцев, чтобы добиться нужного эффекта. У кого-то это получалось быстрее, а кто-то - оттачивал риторические навыки годами. Например, известный теле- и радиоведущий Ларри Кинг много раз признавался, что свой первый эфир на радио чуть не сорвал. Он просто включил микрофон и не смог произнести ни слова от чрезмерного волнения. Сложно представить, что через несколько лет этот человек стал профессионалом в области публичных выступлений и даже написал книгу на эту тему.

Риторика и дети

Если вы задались целью научить ребенка выступать перед аудиторией, обратите внимание на несколько простых, но действенных советов:

    Идеальное владение текстом. Чтобы хорошо зачитать доклад со сцены, нужно подготовиться. Важно прекрасно владеть информацией, о которой пойдет речь в сообщении. Не лишним будет найти примеры и подтверждения своих слов, добавить к основной части повествования несколько интересных фактов. Это привлечет аудиторию и удержит внимание каждого слушателя.

    Репетиции перед зеркалом. Самое эффективное средство для тренировки - взгляд со стороны. Пусть ребенок почувствует себя зрителем и посмотрит на свое выступление с нового ракурса. Так будущий оратор заметит ошибки и недостатки, которые раньше не были очевидными.

    Развитие речи. Для того, чтобы каждый доклад получался интересным и насыщенным, важно иметь неплохой словарный запас, правильно произносить слова, оперировать терминами и четко произносить каждый звук.

    Поиск стиля. Известные политики и телеведущие строят свои публичные выступления по определенным параметрам и особой стилистике. Кто-то допускает юмор, кто-то поражает точностью и категоричностью высказываний. В соответствии с темой сообщения важно выбрать комфортный для автора стиль, который поможет раскрыть нюансы выступления и характер самого рассказчика.

Статьи по теме