Лекция искусство общения. Психология общения: как общаться с людьми и не тошнить. Пару слов о невербальных знаках

Значение делового общения

Общения – основная форма человеческого бытия, извечное свойство человека. Такая «роскошь» как общение делает человека человеком. Отсутствие или недостаток общения деформируют человеческую личность.

Таким образом, общение – важнейшая форма взаимодействия людей. У большинства людей процессы общения занимают до 70% времени, а менеджеры на различное общение тратят в среднем 80% своего рабочего времени. В процессе общения одни люди передают другим свои идеи. Между ними устанавливается обратная связь. В их поведение вносятся определенные коррективы.

Способность к общению – важнейшее качество человека. К людям, вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся вообще не общаться или обращаться лишь в случае крайней необходимости.

Общение служит жизненно важной цели – установление взаимосвязей и сотрудничеству людей. Практически все проблемы бизнеса так или иначе связаны с общением, потому что общение – это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Этот процесс доминирует в нашей жизни.

Многие считают, что общение – это универсальный элемент человеческого опыта, и поэтому воспринимают как должное. Распространено мнение, что общение – это простой инстинктивный процесс, который дается людям естественно, от рождения. На самом же деле, как показывают исследования, общения – невероятно тонкая и сложная деятельность. И от того, насколько умело построено общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников фирмы своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами.

В современном менеджменте общение играет определяющую роль. Для менеджера – человека, который постоянно должен работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это самый важный навык, которым должен обладать менеджер. Установлена четкая взаимосвязь между степенью его общительностью и успешной деятельностью организации.

Оценка эффективности руководства организацией производилась по специальной шкале. Высокая эффективность результатов деятельности соответствует двум степеням проявления общительности руководителей: 8-10 и 14-15 баллам. Низкие показатели эффективности руководства отмечаются в «замкнутых» (до 4 баллов) и «высокообщительных» (свыше 16 баллов) группах.

Отрицательное влияние сверхнизкой общительности руководителей на результаты труда вполне объяснимо, но почему невысока эффективность при высокой общительности руководителя (более 16 баллов)?

Замкнутость, высокая и сверхвысокая общительность ограничивают познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом. Нередко при принятии управленческих решений они могут руководствоваться только внешними признаками, что, естественно, сказывается на качестве их работы. Высокая общительность мешает руководителям сосредоточиться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывает у них трудности в концентрации внимания.

Как правило, у членов коллектива уже сложившаяся социально-психологическая установка на определенный уровень общения с руководителями. Сверхобщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и установками членов коллектива, что в целом отрицательно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Высокообщительные руководители своей неумеренной общительностью просто мешают работе коллектива. При взаимодействии с исполнителями срабатывает механизм «блокировки» общения с ним, поэтому общение происходит на условиях, далеких от оптимальных.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая этим недовольство подчиненных. Руководитель должен понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Формы общения

Всякое общение отличается не только своим содержанием, но и формой.

Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению их друг к другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь идет о качестве общения, а точнее, о его культуре. В связи с этим важно выделить следующие компоненты общения:

Коммуникатор – тот, кто инициирует общение, сообщает информацию;

Аудитория (реципиенты) – тот, кому сообщают информацию;

Сообщение – то, что говорят (содержание информации);

Средства общения – технические средства, благодаря которым информация поступает к ее получателю.

В преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет содержательность общения, его насыщенность смыслом (даже самая лучшая информация без содержательной части не может привести к желаемому результату). Однако удачно выбранная форма общения сама по себе способствует достижению целей организации. Но в каждом конкретном случае форма общения будет разной. В связи с этим можно выделить две основные формы общения:

Опосредованное (косвенное) – через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т.п.;

Непосредственное (контактное) – вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз». Непосредственное общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведения. В этом случае применяются два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (жесты, мимика, тембр голоса и т.п.).

Поскольку вербальная коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово – это такой раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует также как на физические нагрузки. Впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, разнообразны. Здесь важна простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.

Необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам общения в организации. Информация может быть разделена на три категории:

Функциональная – передается всем или определенной (заинтересованной в ней) группе лиц для того, чтобы они могли выполнять свои функции. Это информация о политике, целях и организации, директивы и т.п. Она поступает в разных направлениях (вертикально или горизонтально) независимо от степени централизации или децентрализации фирмы. Традиционно обмен такой информацией называется формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации;

Координационная – циркулирует между функциональными подразделениями организации (например, между отделом сбыта и отделом маркетинга). Поток координационной информации движется обычно в горизонтальном направлении. В этом случае необходимое общение происходит при встречах, посредством телефона, служебных писем, объявлений и др. По существу, это общение (взаимодействие), связанное с организацией совместной деятельности по решению задач фирмы;

Оценочная – происходит общение, которое имеет отношение к статусу сотрудников, восприятию ими друг друга. Каналы передачи оценочной информации включают обычно награды, поощрения за заслуги, поощрительные письма с благодарностью за значительный вклад в деятельность организации.

Организация общения

Общение отличает то, что в процессе его информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Каждый менеджер заинтересован, чтобы информация, которую он адресует собеседнику, была не просто им принята, но и достигла главной цели. Это указывает на то, что менеджер должен соответствующим образом организовывать общение. Слагаемые общения – формулирование цели и подготовка, непосредственно само общение, принятие решения.

Цель общения.

Процесс общения начинается с формулирования идеи. Этот шаг называется идеизацией, то есть человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся у него идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми разными: заключить соглашение, подписать договор, разрешить сорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить необходимую информацию и т.п. Чем конкретнее сформулирована цель делового общения, тем больше определенности в последующем. Это особенно важно при выборе тактики общения. Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь четкое представление о том, что он хочет получить в результате воплощения идеи и какого характера воздействие необходимо оказать на партнера по общению, чтобы цель была достигнута. Практика показывает, что многие идеи не реализуются лишь потому, что у менеджера нет ясности и продуманности в постановке вопроса.

Подготовка к общению.

Ваш собеседник во всем согласится с вами;

Решительно возразит и перейдет на повышенный тон беседы;

Не отреагирует на ваши доводы;

Проявит недоверие к вашим словам и мыслям;

Попытается скрыть свое недоверие.

Таким образом, подготовка к деловому общению предусматривает составление своего рода плана, включающего следующие основные аспекты:

Участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

Следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (шум, громкую музыку, возможность вмешательства в беседу других лиц);

Необходимо настроиться на беседу, то есть отвлечься от своих переживаний, которые бы отрицательно бы повлияли на готовность к общению;

Следует успокоить себя, если предстоящая беседа должна вызвать слишком сильное волнение, и дополнительно мобилизоваться;

Необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на объективность восприятия собеседника (например, чувство симпатии–антипатии);

Если есть возможность, перед беседой следует познакомиться с анкетными данными собеседника; при этом нужно иметь в виду, что эти данные могут повлиять на вашу объективность;

Надо заранее предвидеть возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовым к ответу на них. Следовательно, должны быть учтены участники беседы (пол, темперамент, характер, уровень профессиональной подготовки и другие качества), проанализирована тема и оценена сложившаяся ситуация.

Каждая личность характеризуется присущими только ей потребностями, мотивацией деятельности и интересами. В связи с этим менеджер на стадии подготовки к общению должен учитывать все мотивы и выбрать наиболее эффективные средства воздействия на партнера уже на стадии непосредственного общения.

Важно не только оценить будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять собой, создавать своим личным поведением и поступками благоприятные условия для общения. Для этого надо выяснить ситуация и тему для общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный материал.

Место общения.

После проведения комплекса подготовительных мероприятий следует подготовить место, где пройдет разговор. Как правило, оно должно удовлетворять двум правилам:

  1. ничто не должно отвлекать или мешать общению;
  2. хорошее оснащение места проведения делового общения, вспомогательные материалы (дополнительная информация, официальные и нормативные документы и т.п.

Если менеджер хочет подчеркнуть свою власть и свое превосходство, то беседа должна проходить в его кабинете. Если руководитель желает добиться хорошего контакта с подчиненным и его поддержки, встреча должна проходить в кабинете подчиненного. В этом случае применяется принцип территориальности: большая часть людей чувствует себя более уютно в своем кабинете, чем в кабинете начальника.

При официальном общении вы находитесь на своем обычном месте – за столом.

Для полуофициального общения вы располагаетесь напротив посетителя за приставным столом или за столом заседаний, как бы приравнивая этим свой статус к статусу посетителя.

Зона неофициального общения представляет собой два-три кресла (желательно удобных, располагающих к расслаблению) и журнальный столик.

Расстановка мебели.

В типичном кабинете руководителя он сидит за большим столом, а место для посетителей расположено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны размещены под правильным углом, обстановка способствует более расслабленному личному общению. В кабинете с большим столом подчеркивается власть сидящего за столом, а при общении часто возникает чувство подавленности у подчиненного. В связи с этим при общении начальника с подчиненными предпочтительны столы круглой формы.

Как усадить собеседника?

Вопрос не такой праздный, как на первый взгляд может показаться. Мы, люди – натуры довольно тонкие: очень часто испытываем чувство дискомфорта, а объяснить, почему это так, не можем. Возможны как минимум три размещения беседующих: напротив, рядом, под углом 90 градусов. Каждый вариант используется довольно часто, но какой из них более предпочтительно? Считается, что общение эффективно тогда, когда примерно треть времени контакта собеседников их взгляды встречаются, поэтому стулья за столом беседы следует размесить под прямым углом.

Определение стратегии и тактики общения.

На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения (в частности, чем можно и чем нельзя пожертвовать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую прибыль. К тактике общения относится и умение задавать вопросы. Направление беседы можно регулировать, задавая вопросы. Вопросы делятся на «открытые» и «закрытые».

Открытый вопрос – вопрос, на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится о чем-то рассказывать. Открытые вопросы незаменимы, когда целью общения является получение информации.

На закрытые же вопросы необходимо отвечать только «да» или «нет». Такие вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить собеседника, получить его согласие, подвести его к отказу от чего-либо, преодолеть его сопротивление – например, тогда, когда нужно дать поручение сотруднику, который (вы это знаете по опыту) будет спорить и доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п.

Процесс непосредственного общения.

Общение начинается с создания контакта. Эта фаза связана с преодолением определенного психологического барьера. Некоторым лицам этот барьер кажется таким непреодолимым, что они отказываются вообще обращаться к кому бы то ни было. Чтобы такого не происходило, менеджер должен знать, что любой собеседник подвергается воздействию со стороны авторитета инициатора беседы, содержания беседы, достаточности (недостаточности) информации по обсуждаемой теме, силы личности руководителя.

В процессе общения судьба беседы зависит от первой ее минуты. За это время нужно установить контакт, создать психологический комфорт. Для этого опытные специалисты рекомендуют готовить свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. Такая форма вопроса и энергичное его разрешение определяют положительный эмоциональный дальнейший тонус собеседников и создают у них чувство результативности.

Начальная фаза общения может осуществляться частично либо вообще пропускается. Вместе с тем считается, что на данном этапе создается мост между партнерами по общению. Именно по этой причине на начальной фазе важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам беседы. В связи с этим можно сформулировать основные задачи начальной стадии общения:

  1. установление контакта (вопросы типа: как самочувствие? как долетели?);
  2. создание приятной атмосферы для общения (удобная мебель, чай, кофе, другие напитки; приятная улыбка и т.п.);
  3. привлечение внимания (говорите о том, что интересует вашего собеседника; акцентируйте внимание на вещах, которые он больше всего ценит);
  4. пробуждение интереса к беседе (найдите такие нюансы в вашей идее, которые неизвестны собеседнику, но важны для вас обоих).

Передача (получение) информации.

Она логически продолжает начало беседы и одновременно является барьером для перехода к фазам аргументации. Цель этой части общения состоит в решении следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиции собеседника.

Передача информации – это процесс общения между менеджерами и собеседником. В этом отношении можно выделить следующие элементы:

Информирование собеседника;

Постановка вопросов;

Слушание собеседника;

Наблюдение за реакциями собеседника:

Анализ реакции собеседника.

Особую сложность в процессе общения составляет проблема умения слушать. Специалисты в области менеджмента говорят о том, что умение слушать – один из главных показателей культуры человека. По манере слушать, можно выделить три типа людей: а) внимательные; б) пассивные; в) агрессивные.

Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмосферу беседы и тем самым располагает собеседника к высказыванию.

Пассивный слушатель своим внешним и внутренним безучастием к беседе вызывает у собеседника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы.

Агрессивный слушатель своим поведением не только закрывает себе доступ к пониманию собеседника, но и возбуждает у него агрессивные реакции, наталкивающие последнего на агрессивные ответные действия. Достаточно, например, ведущему беседу принять «позу обороны», как у собеседника начнут напрягаться мышцы, и он незамедлительно почувствует внутреннее желание быть как бы наготове. И наоборот стоит только «ведущему» расслабиться, как та же реакция проявиться и у «ведомого».

Уметь слушать не так просто, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждому из нас приятно общаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Несколько рекомендаций по решению проблемы умения слушать:

1. когда вы слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге (это касается и телефонных разговоров); никогда не отвечайте на телефонный вызов без карандаша в руке;

2. пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то, что отвлекает ваше внимание;

3. научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации;

4. установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и попытайтесь нейтрализовать их действие: в состоянии сильного эмоционального возбуждения вы слушаете не очень хорошо;

5. когда вы слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего? В чем моя цель как слушателя?»

6. когда вы слушаете, нельзя обдумывать следующий вопрос (готовить контраргументы);

7. сконцентрируйте внимание на сущности предмета беседы и отбросьте все второстепенные вопросы.

Аргументация.

В момент аргументации необходимо продумать вопросы, которые вы будете задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем следует просчитать варианты уточнений и вопросов, который может задавать ваш партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой работы и появятся аргументы, которые вы сможете использовать для утверждения своей позиции (ссылка на конкретные документы, лучшие предприятия и т.п.).

С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. Вот некоторые правила, которых необходимо придерживаться для достижения эффекта в процессе аргументации:

Оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

Темп и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

Аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;

Следует избегать штампов и жаргонизмов в своей речи.

Подведение итогов делового общения

Искусство общения проверяется уже после состоявшегося разговора. Результаты беседы не следует переоценивать, так как посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.

При анализе беседы следует очень внимательно оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам, по поводу которых, собственно, и состоялась беседа. Просматривая свои записи и итоги, можно установить нерешенные задачи и наметить план будущей беседы.

Принятие решения.

Это заключительный элемент процесса общения. Подводятся общие и частные итоги беседы; оговаривается полученный результат; конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Таким образом, межличностное общение базируется на навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление организацией.

Знания, высокий IQ, профессионализм - всего этого недостаточно, чтобы добиться успеха. Нужно уметь доносить свои идеи до других и не бояться сложных разговоров. В «Мастерстве общения» основной акцент - на ошибках, которые мы допускаем в общении с другими людьми. В книге много интересных историй по теме и столько же пищи для размышлений.

Автор книги - известный американский социальный психолог, организатор знаменитого . В его книгах вместо абстрактных рассуждений вы найдёте только научный подход и статистику. «Как побороть застенчивость» - не исключение. Зимбардо рассматривает застенчивость как индивидуальный способ реагирования на эмоции. И для того, чтобы вы смогли преодолеть свои комплексы, предлагает набор конкретных советов и упражнений.

3. «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз

Напряжение при разговоре - явление вполне естественное. Главное - уметь его перебороть. Как раз об этом и пишет Роудз: как справиться со страхами и барьерами, начать разговор, обрести уверенность и избавиться от необоснованного страха, что вас отвергнут и прогонят. Универсальная книга о проблемах современного общения.

5. «Как разговаривать с мудаками», Марк Гоулстон

Да, всем нам время от времени приходится общаться не только с приятными и дружелюбными людьми, но и с совершенно невыносимыми. И пусть вас не смущает название книги: речь пойдёт о категории людей с иррациональным и нечестным стилем общения. Конструктивный диалог с ними не построишь.

Марк Гоулстон, психиатр в сфере бизнеса, предлагает целый набор техник: 14 способов общения с психами, 8 способов справиться с безумием в личной жизни и, конечно, рекомендации по работе над собой (ведь мы тоже иногда выходим из себя и можем показаться не совсем адекватными).

Разговор - не столько умение красиво излагать свои мысли, сколько умение слушать и понимать собеседника. Поверьте, людям нравится, когда их слушают. Это помогает им почувствовать себя комфортнее и увереннее. Главный секрет общения очень прост: когда вы выслушаете другого человека, он будет готов выслушать вас.

В этой книге вы не найдёте НЛП или советов по манипуляции людьми. Убеждение - это способность повлиять на человека, обратившись к нему напрямую и помогая ему осмыслить ситуацию. Только аргументация и честность, никаких уловок. Советы Джеймса Борга применимы и на работе, и в .

Ещё одна книга Джеймса Борга, которую лучше читать в связке с предыдущей. Общение, убеждение и влияние - вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. Магия слов, о которой пишет Борг, - это, конечно, метафора. Но есть в ней и доля истины: слова, которыми мы пользуемся, определяют наш успех в отношениях, работе, бизнесе. Пора учиться подбирать правильные слова.

Нейробиолог Венди Сузуки однажды осознала, что совершенно недовольна своей жизнью: всё время она уделяла только научной работе. Но именно знания нейробиологии помогли ей наладить общение с людьми, улучшить физическую форму и поменять образ мыслей.

В основе её методики - четырёхминутные тренировки для мозга, которые помогают восстановить силы, улучшить настроение и сделать мышление более интенсивным. Тело и мозг связаны, и если вы научитесь управлять этой связью, то буквально преобразитесь - и внешне, и внутренне.

Наверное, ни одна подобная подборка книг не обходится без старого доброго Карнеги. Одна из первых книг по самопомощи и эффективному общению. Классика, проверенная годами.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Сегодня я решил затронуть довольно интересную тему. Мы поговорим об искусстве общения . Многие из нас даже не задумываются, насколько важно знать некоторые принципы успешного общения. Люди проводят неудачные переговоры, проваливают собеседование при приёме на работу, не могут познакомиться с понравившейся девушкой (парнем), убедить собеседника в чём-то и т.д. Подобные неудачи часто списываются на отсутствие везения, на плохой день, на «трудного» человека и т.п. Но только ли в этом причина?

Убеждён, что почти каждый человек хотел бы уметь влиять на других людей. Например, с помощью «искусства общения». И подобные желания вполне обоснованы. Сколько выгод и преимуществ можно извлечь, обладая знаниями, которые помогут «влиять на людей» или просто более успешно общаться? Ответ очевиден.

Завести новое знакомство, добиться расположения вышестоящего начальства, убедить трудно сговорчивого партнёра (коллегу), провести успешные переговоры, получить скидку и т.д. Этот список можно продолжать очень долго. Всё зависит только от Ваших целей и круга общения.

Кто-то может подумать, что подобными способностями обладают только особо одарённые и «везучие» люди. И это будет ошибкой. Нет, никто не станет спорить, что ораторские задатки, красивая внешность и приятный голос дают определённые преимущества. Но это далеко не главное. Ведь встречают «по одёжке», а провожают, как известно, «по уму».

Поэтому даже самый «невыразительный» человек, при знании некоторых слабостей человеческой психологии, может быть гораздо более успешным в «искусстве общения». Ведь ни для кого не секрет, что разведчики (шпионы), опытные дипломаты (переговорщики) зачастую очень легко входят в доверие, успешно убеждают людей, «узнают» нужную информацию.

Вы думаете, что их учат каким-то практикам «магического влияния» и они всех подряд гипнотизируют и зомбируют? Совсем нет, как правило, всё происходит гораздо проще. Эти люди отлично знают основные принципы вербального общения и успешно используют проверенные практики. Иными словами, они почти в совершенстве владеют искусством общения и при каждом новом разговоре «оттачивают» своё мастерство.

Искусство общения, или как слова влияют на людей?

Давайте рассмотрим несколько основных принципов, которые оказывают влияние почти на любого собеседника:

1) Как начать разговор? Очень важным является начало беседы. Приветствие, сопровождаемое взглядом в глаза, подсознательно нравится почти всем людям. Если Вы видите человека в первый раз, обязательно запомните его имя. К примеру, японцы, уполномоченные вести переговоры, никогда не забудут Ваше имя.

Мне приходилось общаться с представителями японской компании. Я был приятно удивлён, когда узнал, насколько умело японцы используют вышеописанные принципы. При первом знакомстве некоторые из них записывают имя нового партнёра (но стараются делать это незаметно).

Не обязательно прибегать к такому же методу (браться сразу же за мобильный, или тянуться за ручкой). Подобные действия не всегда удобны и красивы. Лучше постараться найти ассоциацию в своей памяти.

Например, если Вы уже знаете человека с таким именем, сопоставьте этих людей. Допустим, представьте, что Вы познакомились с Андреем Сергеевичем. Если у Вас уже есть друг с именем Андрей, вообразите, что новый знакомый его друг или брат. Таким образом, вспоминая имя нового знакомого, Ваша память автоматически найдёт ассоциацию с Вашим другом. А значит и имя вряд ли забудется. Подобные приёмы очень эффективны. Но у каждого память индивидуальна, поэтому можете придумать для себя и более подходящий вариант.

2) Почему очень важно помнить, как зовут собеседника? Забыть имя человека – значит, проявить неуважение и невнимательность к нему. Людей очень раздражает, когда их имя не помнят. Таким образом, Вы даёте собеседнику понять, что он для Вас мало что значит.

Напротив, необходимо стараться как можно чаще употреблять имя человека в диалоге. Многие даже не представляют, насколько значимым для большинства людей является этот факт. Учёными доказано, что когда человек слышит своё имя — это крайне благоприятно влияет на его настрой, причём на подсознательном уровне. Не секрет, какой большой любовью и уважением пользовались великие полководцы. И это не удивительно, как правило, они помнили по именам всех своих воинов (подчинённых).

3) Как создать «ауру доверия»? Начиная беседу, задайте несколько вопросов, на которые собеседник с удовольствием даст положительный ответ «да». Это создаст ауру доверия между вами. Полезным будет вовремя сказанный комплимент. При этом никакой лести быть не должно. Человек любит, когда его отмечают, но это должно выглядеть естественно. Не задавайте личные вопросы, тем самым, наоборот вызывается недоверие и дискомфорт.

4) Умение слушать. Очень важно уметь слушать собеседника. Это гораздо ценнее, чем умение красиво говорить. Когда человек говорит о своей персоне и своих проблемах, он становится более восприимчив к Вашим словам. Проявляйте искренний интерес к нему. Любые советы и предложения давайте не от своего имени, а от его (её) имени. Так выражения: «я думаю», «я бы хотел», лучше заменить на: «что Вы думаете», «не хотели бы Вы». Ведь человек всегда охотнее будет высказывать своё мнение, нежели слушать других. Так же очень сильным приёмом является «подмена желаний», но об этом чуть дальше.

5) Создайте оптимистический настрой. Обязательно будьте оптимистом при разговоре. Уверенность в успехе и улыбка оказывает очень сильный эффект на окружающих. Известно, что из 10 человек более убедительным и привлекательным является тот, кто позитивно настроен и с улыбкой говорит о трудностях.

6) Узнайте интересы собеседника. Говорите с человеком о том, что ему нравится. Если есть возможность, будет крайне полезным заранее узнать о его пристрастиях и хобби. Постарайтесь проявить искреннюю заинтересованность в темах, интересных Вашему собеседнику. Человек подвержен сильному влиянию, когда рассказывает о том, чем он увлечен. А если Вы покажете ему, что Вас тоже очень интересует данная тема (и будете в ней компетентны), то расположение и доверие Вам обеспечены. Ведь единомышленники – это вторые друзья.

7) Что такое «подмена желаний»? И не надо забывать, что очень действенным способом является «подмена желаний». Иными словами, если у Вас есть какое-то дело или просьба к человеку, то будет очень полезным, как бы невзначай, намекнуть ему о ней. Но не прямым текстом попросить, а отметить мимолетом.

К примеру, выражение, сказанное в ходе разговора: «Было бы неплохо, если бы…..», «Да, было бы отлично, если бы это сделали». То есть Вы не просите что-либо впрямую, а ненавязчиво отмечаете какое-то желание. В итоге у собеседника в подсознании отложится ваша просьба или желание, которые, при правильном подходе, могут через время превратится в его собственные.

При этом, нельзя пытаться применить какие либо жёсткие методики, пытаться заставить человека что-то сделать, что-то ему навязать. Ни в коем случае. Это только отталкивает собеседника от Вас. Сначала необходимо уяснить одну истину. Человек с удовольствием сделает не то, что хотите Вы, а то, что хочет он. Запомните это. Главный секрет заключается в том, чтобы заставить человека воспринять Ваше желание, как своё.

Стоит отметить, что немаловажным является тот факт, в какое ухо Вы говорите человеку ту или иную фразу. Учёными уже давно доказано, что фразы, сказанные в правое ухо собеседника, воздействуют на логику, а фразы, которые сказаны в левое ухо, воздействуют на чувства человека.

Поэтому о чувствах: комплименты, признания в любви и т.п. лучше говорить в левое ухо. А просить что-то, говорить и делах лучше в правое ухо.

В тоже время если Вы, к примеру, просите прощения, то примирительные слова лучше сказать именно в праве ухо. Практикой доказано, что в данном случае Ваши шансы на «успех» значительно возрастают.

Очень важно правильно завершить разговор (общение)

И, в заключении, хотелось бы отметить. Серьёзно относитесь к тому, на какой теме Вы заканчиваете разговор. Ведь любой человек, будь то мужчина или женщина, склонен запоминать именно последние фразы. Поэтому, если закончить беседу банальностью, то и весь эффект от диалога будет соответствующим.

Применяйте эти принципы на практике и со временем Вы оцените их эффективность.

Пусть Ваше общение будет всегда успешным и поможет Вам добиваться своих целей!

Буду рад «услышать» Ваши мнения и комментарии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство общения и его значимость

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) . Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психология общения использование общения в деятельности изучается социологией.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения [Психология: Словарь, 1990], отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности (везде выделено мной. - А.Р.). Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность».

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Общение как восприятие людьми друг друга

О необходимости правильно формулировать свою мысль

Эффективное общение способствует развитию. Руководство людьми предполагает обмен с ними информацией в той или иной форме либо донесение до окружающих своих мыслей и побуждение их к соответствующему действию.

Однако очень часто неадекватно выраженная или недосказанная мысль создает проблему, что неизбежно приводит к дезинформации и непониманию. В то же время, если вам известно, что именно усложняет общение, вы уже сделали шаг к умению грамотно выражать свои мысли.

Неточность высказывания

Особое внимание следует обратить на процесс преобразования данных или идей в высказывание. Очень хорошо, если у вас появились неординарные мысли или идеи, но их грамотному изложению могут помешать две вещи.

* Неспособность четко и логично сформулировать суть вопроса; например, вместо того чтобы сказать «Надо купить конверты», вы говорите «У нас очень быстро расходуются конверты».

* Неумение принимать во внимание предпочтения и особенности восприятия слушателя, неумение выразить свою мысль с учетом этого и добиться тем самым полного внимания к себе и точной интерпретации высказывания; например, вы используете научный термин вместо соответствующего ему разговорного выражения.

Если мысль изложена недостаточно ясно, трудно надеяться на то, что ее правильно воспримут окружающие, а такое общение нельзя назвать результативным.

Неумение слушать

Человек может сказать, что слышит вас, но при этом будет заниматься посторонними делами, например чтением газеты или разрисовыванием еженедельника. И все же отсутствие отклика на ваш рассказ или просьбу ясно продемонстрирует, что вас не слушали. Все дело в том, что между «слушать» и «слышать» существует разница.

Когда человек не слушает, он может слышать, что ему говорят, но при этом не воспринимать того, о чем идет речь, ведь его внимание в это время поглощено чем-то другим. Или, выслушав часть высказывания, примет ее за целое. В таких случаях все ваши слова будут услышаны, но не достигнут сознания. Вспомните учителя, который, заметив, что ученик на уроке витает в облаках, спрашивает его: «Что я только что сказал?» Разумеется, ученик может ответить правильно, но сделает это как попугай, не осознавая смысла услышанного. Приведем еще один пример. Беседуя с кем-то на вечеринке, вы не прислушиваетесь к чужим разговорам. Но стоит кому-нибудь в комнате упомянуть ваше имя, вы сразу на него отреагируете.

Если ваши слова или вашу манеру говорить люди находят неубедительными, вероятность того, что вас услышат, невелика. Выслушивать вас людей заставляет не только то, что вы сообщаете им устно или письменно, но и то, как вы это делаете.

Совершенно очевидно, что если люди не слушают сообщение или не уделяют ему должного внимания, оно не задерживается у них в памяти. А если сообщение воспринимается не так как следует, появляется масса возможностей для его неверной интерпретации.

Составляющие процесса общения

Чтобы лучше понять суть процесса коммуникации, нелишним будет побольше узнать о том, как работает человеческий мозг. Хотя у науки нет всех ответов на связанные с этим вопросы, о процессах, происходящих в мозге, и об их влиянии на обмен информацией между людьми известно достаточно много.

Умственная деятельность

Способность генерировать сложные мысли и облекать их в слова - одно из важнейших свойств человеческого мозга. Он выполняет три основные функции, две из которых связаны с восприятием и обработкой входных данных, а третья - с их оформлением в виде логически построенной мысли.

Восприятие

Информация, которую мы получаем из окружающей среды посредством зрения, слуха или тактильных ощущений, воспринимается и хранится в нашем сознании в виде образов, слов или звуков в зависимости от индивидуальных особенностей. Одни ярче воспринимают визуальные образы, для других большее значение имеют слова, звуки или тактильные ощущения. Такая избирательность в восприятии миллионов посланий из внешнего мира, которые ежедневно получает наш мозг, формируется обычно к двенадцатилетнему возрасту.

Обработка информации

Различные виды полученной информации хранятся в разных «блоках памяти» мозга, и для того, чтобы сложиться в мысль, им надо вступать во взаимодействие друг с другом. При этом большое значение имеет способность мозга извлекать необходимые данные и устанавливать между ними связь. А это не так уж и просто. Иногда никаких проблем не возникает, временами же бывает очень сложно вытащить из «словарного банка» имя, чтобы совместить его с хранящимся в визуальной базе данных образом человека. Это напоминает банковский сейф с таймерным замком, который открывается таймерным ключом.

Речь

Для того чтобы высказать мысль, тоже необходимо специальное умение. Оно позволяет человеку определить предмет как имя существительное, подобрать к нему глагол и соединить существительные и глаголы в связное предложение. Таким образом, для произнесения элементарной фразы «Мама мыла раму» надо одновременно задействовать три разные «ячейки» мозга.

Нет ничего удивительного в том, что люди испытывают сложности с речевым оформлением своих мыслей, как и в том, что они не всегда улавливают суть высказывания, пока оно не облечено в удобную для понимания форму. Кому-то проще понять задачу, если она представлена в виде схемы или таблицы. Кто-то может легко представить себе объект, но ему тяжело найти для него подходящее наименование. Есть люди, которым не удается сочетать существительные с глаголами, чтобы вразумительно высказывать свои мысли. Каждому из нас когда-нибудь да приходилось говорить «Ну ты понимаешь, что я хочу сказать!» в надежде, что слушатель действительно понимает.

Когда что-то не имеет подходящего обозначения, последнее нужно обязательно найти, иначе понятие нельзя будет выразить словами. В легенде, за достоверность которой сложно поручиться, рассказывается, что один из первых австралийских поселенцев увидел странное животное и спросил у проходящего мимо аборигена, как оно называется. «Кенгуру», - ответил тот. Поселенец даже не догадывался, что «кенгуру» на местном наречии означает «не знаю».

Язык тела

Выражение глаз и мимика лица, вне всяких сомнений, играют первую скрипку в процессе коммуникации, но язык тела тоже может повлиять на то впечатление, которое вы производите на окружающих. Существует несколько способов продемонстрировать, что вы уверены в себе, и это в конечном итоге скажется на отношении собеседника к вам.

* Поза . Прямая спина и развернутые плечи в случае необходимости могут добавить вам значительности. Если расслабить спину и положить ногу на ногу, можно разрядить обстановку официальной встречи, а неформальную атмосферу сделать более дружеской.

* Движения тела . Невольные движения рук и ног могут «выдать» многое из того, что вы чувствуете, от незаинтересованности до беспокойства. Можно умело «держать» лицо и осанку, но если вы скрещиваете руки, нервно сжимаете пальцы или беспрерывно постукиваете ногой, становится ясно, что вас что-то беспокоит.

* Межличностная дистанция . Если вы стоите слишком близко, у вашего собеседника может возникнуть ощущение нарушения личного пространства и даже опасности. Когда расстояние между вами не превышает 50-60 см, человек, скорее всего, инстинктивно отступит, испытывая дискомфорт от такого вторжения. С другой стороны, если вы отойдете дальше, чем на 1 м, слушатель может решить, что он вам неинтересен и будет чувствовать себя не слишком удобно.

Положение тела способно подчеркнуть ваши слова или отвлечь от них внимание. Совсем несложно контролировать телодвижения, если помнить об этом. Один или несколько жестов для более точного описания той или иной ситуации помогут усилить вербальное выражение сообщения соответствующими невербальными знаками.

Необходимо обратить внимание на некоторые характеристики голоса.

* Тембр и тональность . Низкие голоса звучат более степенно и воспринимаются серьезнее. Визгливый или резкий голос создает впечатление, что его обладатель неуравновешен или нервничает. Поскольку даже самый высокий голос имеет в своем диапазоне высокие и низкие тона, можно найти самую низкую тональность, при которой ваш голос все же не потеряет естественности, и пользоваться ею. Если по ходу высказывания вы переходите от одной тональности к другой, это говорит о том, что вы отдаете себе отчет в своих действиях, и внушает слушателю доверие к вам.

* Темп . Спокойный, размеренный темп способен удерживать внимание и помогает понять, о чем идет речь. Если вы говорите слишком быстро, у слушателя будет недостаточно времени на осознание информации; замедленный темп делает вашу речь мрачной и скучной, и слушатель легко отвлекается от предмета разговора; если же вы колеблетесь, собеседник испытывает подсознательное беспокойство. Разговор в ритме естественного дыхания дает людям возможность легче вникнуть в его суть. Значимые паузы позволяют подумать и осознать одну часть информации, прежде чем перейти к другой.

* Логическое ударение . Благодаря модуляциям голоса можно подчеркнуть отдельные слова в высказывании. Без достаточного ударения бывает сложно выделить наиболее важную информацию. И напротив, выделение слишком большого количества слов или частей высказывания быстро истощит внимание слушателя, и общение не оставит никаких воспоминаний, кроме того, что оно было крайне утомительным.

Во время телефонного разговора невербальные средства воздействия нам недоступны. В этом случае можно с максимальной пользой задействовать возможности своего голоса.

Разговаривайте стоя . Когда тело выпрямлено, дыхание становится свободным, а голос звучит более ясно и четко.

Улыбайтесь . Улыбка держит в тонусе мышцы, окружающие голосовые связки, голос звучит тепло и мягко. Все это заменяет недостающие невербальные эффекты.

В целом основными параметрами эффективности любого практического общения являются умения и навыки человека в использовании так называемых понимающих и директивных приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми. Основными параметрами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать во взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание и проявление уважения личности собеседника и состоящее из неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения. В психологической литературе наиболее устоявшимся термином для обозначения понимающего общения принят термин «рефлексивное общение» или техника рефлексивного общения от английского слова «reflection» - отра-жение, обдумывание. В психологическом плане он означает следующее: «При взаимодействии с собеседником я как зеркало «смотрю» в его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его «глазами» безо всякого оценивания». Авторы сочли оправданным заменить этот термин более приемлемым для русского языка термином «понимающее общение», поскольку, во-первых, он четко отражает назначение приемов рефлексивного общения (ориентация на понимание); во-вторых, у читателя не будет возникать смешение с термином «рефлекс» в физиологии, который имеет другое значение, чем термин «рефлексия» в психологии.

Характеристика директивного общения

Мы уже отмечали, что такие качества человека как целеустремленность, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, оказании воздействия на людей и достижении своих интересов и целей при взаимодействии с ними принадлежит к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современном мире. Вместе с тем, та же жизненная практика дает бесчисленные примеры того, что люди при отстаивании своих интересов и достижении целей очень часто делают это в такой форме, которая больше препятствует, чем способствует их достижению и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и других отрицательных последствий. И происходит это потому, что, исходя из конкретных условий своей жизни, многие люди быстрее приобретают навыки и привычки защитно-агрессивного поведения, как неэффективного заместителя директивного общения. Закрепляясь, они становятся достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств.

Поэтому овладение приемами директивного общения входит в число неотъемлемых личностных атрибутов современного делового человека, и руководителя в том числе, поскольку основным содержанием его профессиональной деятельности является работа с людьми для реализации служебных целей. И навыки и умения директивного и понимающего общения образуют одно из основных профессионально важных качеств - умений и навыков эффективно вести целенаправленную беседу.

Закомплексованность в общении

Начнем с теории. Не пугайтесь, ее совсем немного. Все-таки надо же знать процессы, связанные с закомплексованностью в общении. Это хорошо ориентирует и при исполнении аутотренинга, и впоследствии в жизненных ситуациях. Учтите, что так полагает большинство закончивших курсы, да и с моими наблюдениями совпадает.

Поэтому повнимательнее, повдумчивее вчитайтесь и постарайтесь запомнить:

определение закомплексованности в общении;

возможные последствия, которые с годами обязательно проявятся, если ее не преодолеть;

и наоборот, что получите, если избавитесь;

внешние проявления;

причины возникновения;

эффективные способы преодоления.

Чем глубже вы осознаете эти теоретические положения, тем легче и успешнее сможете осуществить аутотренинг и гарантированнее получить желаемый результат.

Уровни общения

Манипулятивный . Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией - заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения. Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При нужности и полезности с человеком вступают в контакт, при ненужности - не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется как вещь, так как после получения желаемого результата интерес к нему, как правило, быстро исчезает. При общении с пациентом данный вариант недопустим.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями. Еще одним ярким примером игрового уровня общения является флирт между мужчиной и женщиной, когда между ними проходит так называемая игра. Уровень игры связан с чувством юмора и возможностью неформально вести беседу.
Деловой. Партнер считается с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. Однако при этом во главу отношений ставится общая связывающая вас цель (и уже только поэтому это не манипуляция), которая и определяет ход контакта. Деловитость в общении нужна отнюдь не только предпринимателям. Ведь у любой семейной пары тоже есть общее дело - например, сохранение нормального психологического климата, стремление избежать грубых, примитивных контактов.

Духовный

Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.

Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Уровень масок. Общение в этом случае страдает обезличенностью. В какой-то мере это следствие необходимости вступать ежедневно в многочисленные контакты, под которыми понимают не только разговоры, но и контакт глаз, безмолвный обмен приветствиями. Человек психологически оказывается неспособным, что называется, вложить душу в общение, поневоле оно свертывается, формализуется. Маска вежливости, безразличия, брезгливости… Каждый может насчитать их у себя с десяток. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению. И не только на улице, где это действительно уместно, но и при встрече с другом, при объяснении с любимой.

Значимость общения

Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку - все живое так или иначе общается. Английские психологи считают, что природная функция общения - создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. «Язык» при помощи которого общается животный мир, конкретен и прост. Он передает информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта. Биологи подсчитали даже количество «слов-понятий», которыми пользуются «братья наши меньшие» при взаимном общении: у лягушки их 6, у кошки - 20, у лисицы - 36.

Таким образом, общение не является изобретением человека, потребность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что получила статус одной из самых главных, и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Успешное общение с людьми - это радость, которая существенно облегчает жизнь. Но не все общительны от природы. Однако общение можно развить. Дар человеческого общения, как и все, что заложено в нас самой природой, необходимо развивать. Овладеть искусством общения для многих становится в наши дни чуть ли не профессиональной задачей, но не стоит паниковать по этому поводу. Надо просто запомнить одну принципиально важную вещь: здесь преуспевает лишь тот, кто умеет получать удовольствие от общения с людьми. Это - золотое правило, заменить которое не в состоянии никакие хитрости и уловки. Будь то дружеская беседа с коллегами по работе или торжественный прием, ищете ли вы приятных личных знакомств или стремитесь расширить деловые контакты - основной целью должно быть ваше собственное удовольствие от общения. Лишь так вы найдете и новых друзей, и вашего возможного спутника жизни, и покровителей в карьере.

общение язык тело контакт

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

    реферат , добавлен 08.04.2011

    Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика. Проблемы, возникающие при общении.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции и кодекс делового общения. Структура деловой беседы. Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации. Культура телефонного общения.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Функции общения и их характеристика. Барьеры как факторы, мешающие общению. Возможные пути и методы преодоления барьеров общения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Понятие общения, его значение для развития человека. Классификация общения в зависимости от используемой техники и целей. Деловое общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Специфика его целей и ценностей.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Характеристика его видов. Существующие точки зрения на сущность творчества. Творческая природа и психологическое значение общения.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Процесс установления контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Понятие, виды и функции общения. Роль восприятия в процессе общения. Способы психологического изучения. Выявление проблем и трудностей в коммуникативном процессе.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2012

    Понятие общения и межличностных отношений. Моральный выбор ценностей общения, уровень его культуры и этики. Идентификация, эмпатия и рефлексия как основные механизмы взаимопонимания в процессе общения. Качества личности, влияющие на процессы общения.

    реферат , добавлен 17.01.2011

    Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Это сложный процесс установления контактов между людьми.

Каждый из нас попадал в ситуацию недоразумения при общении, независимо от того, какой была тема разговора, с кем именно мы разговаривали и к какому психологическому типу принадлежал собеседник.
Иногда мы интуитивно чувствуем, с каким человеком как именно нужно разговаривать, чтобы добиться взаимопонимания. Но зачастую на это никто не обращает особого внимания, мы заняты только собой и тем, что говорим сами.

Отсюда большинство конфликтов. Итак, чтобы не допускать подобных ошибок в общении, полезно знать психологические типы характера наших собеседников. Быстро оценив и определив тип, мы уже не рискуем обидеть человека или самому попасть впросак.

Меньшие по численности классы людей, в отличие от культурных сообществ, рассматриваются в психологических типологиях. На общем уровне их можно разделить на мотивационные, непосредственно связанные с организацией деятельности человека, и когнитивные, т.е. такие, что описывают особенности его мышления.

Дж. Д. Белл выделяет шесть мотивационных типов личности:
1. тот, что командует;
2. атакующий;
3. тот, что избегает;
4. тот, кто угождает;
5. тот, кто исполняет;
6. то, кто достигает.

Теперь рассмотрим подробно каждый тип:
1. Личность, которая командует, должен контролировать каждую ситуацию, с которой сталкивается, доминировать в каждой группе, в которой участвует, жить упорядоченной, систематическим жизнью. Она не любит неопределенности, видит мир в четких категориях, подходит к каждой ситуации догматически и упорно. Примером такого мотивационного типа может служить французский президент Шарль де Голль;

2. Личность, которая атакует, надо освободиться от ответственности или зависимости от других. Она наносит удары другим и избегает обязанностей, разрушает планы, но не выдвигает решений, любит дебатировать. Ее черты — саркастичнисть, цинизм и пренебрежительное отношение к жизни. Самым ярким примером того, кто атакует, является Адольф Гитлер;.

3. Личность, которая избегает, стремится не подвергаться поражению. Целью ее жизни — прятаться. У нее мало самоуверенности, он предпочитает стабильным и рутинным задачам. Лично не рискует и ставит для себя несложные цели;

4. Личность, которая угождает, стремится сделать так, чтобы другие любили и поддерживали ее. Она хочет, чтобы ее уважали и считали щедрой и доброй. Предпочитает решать задачи, предполагающие работу с людьми на товарищеский, компанейский основе;

5. Личность, которая выполняет, стремится добиться признания и получить престиж. Ради этого манипулирует другими и хочет произвести впечатление, старается быть респектабельной, меняет свои ценности, чтобы занять выгодную позицию. Такой человек ищет задач, которые могут повысить ее имидж и престиж;

6. Личности, которая достигает, нужно максимально использовать и расширить свой потенциал, добиться высоких уровней компетенции, самовыразиться. Она концентрируется на проблеме, цель, не является эгоистом, поскольку ей не хватает уверенности, чтобы работать над сложными, однако реалистичными задачами. Посвящает себя вещам, в которые верит, а не тем, которые просто обеспечивают ей материальное благополучие или престиж. Таковы были Линкольн и Рузвельт.

Весьма родственными с мотивационными типами личности является ее когнитивные типы, что еще раз подтверждает тесную связь организации поведения личности и особенностей его мышления.

Л. Фризен выделяет семь когнитивных типов личности, которые он также называет семью различными формами мышления.

К первому относятся «люди, воспринимающие». Это креативные, творческие индивиды с сильными способностями к ассоциации и устоявшимися взглядами. Они умеют давать четкие «черно-белые» ответы на сложные вопросы. В разговоре опираются на факты — какими они их видят. их коммуникации не хватает вероятностей и представлений, которые дают возможность мыслить независимо. их собеседники должны воспринимать все, что они говорят. их рассказы понятны, часто включают какие нравственные уроки, приправленные юмором, и удостоверяющие их открытость.

Представители этой группы стремятся быть пионером в делах, решают одновременно несколько задач. Они радуются воплощению своих решений в жизнь. То, что в их мышлении сочетается много факторов, делает их часто адекватно организованными. Вещание людей спонтанное, одна идея зажигает другую, они могут легко отвечать на комментарии и аргументы других и синтезировать все, о чем говорилось в разговоре. Эти люди быстро принимают решения, основываясь на доступной информации, но могут изменять их, даже кардинально, если получат новые данные.

К другому типу относятся «люди, служащие». Это практичные, эмоционально стабильные индивиды. Они чувствуют, что в их жизни не будет ни больших взлетов, ни провалов, они компенсируют нестабильность других. В жизни таких людей всему есть место и все на своих местах. Они создают домашнюю атмосферу, окружающие охотно дружат с ними. Больше, чем другие, они хотят быть ознакомленными с общим планом действий, фокусируются на практических вопросах, сужает их интерес к следующим шагам.

Это люди, которые сами начинают и сами заканчивают дело, и делают все сразу правильно. Иногда даже жертвуют конечными сроками в пользу качества исполнения. Они не приглашают других сделать работу за них. Конечно, они хотят угодить другим, даже за счет тех дел, которые должны выполнить сами, они очень лояльны к коллегам. Но это не значит, что такие люди будут служить другим. С точки зрения коммуникации они неудовлетворительно общаются. Делегирование обязанностей и публичная деятельность для них — дело не из простых.

«Люди, которые учат», третий когнитивный тип, похожие на «людей, служащих» в том смысле, что любят порядок, но не практический, а интеллектуальный. Они становятся настоящими учеными (хотя и другие психологические типы также могут заниматься научными исследованиями). Такие люди часто задают вопрос «почему?» Они должны знать, каким образом одно понятие влияет на другие. Горячо стремятся создать унифицированную, всеобъемлющую ментальную структуру референции (ссылок), такую, с которой можно делать точные выводы и предсказания.

«Люди, которые учат», как и «те, которые служат», могут заставить себя использовать свои силы до последних пределов. Это случается, когда они стремятся найти аналитический порядок. «Те, которые учат» является коммуникаторами понятий, предпочитая лекционном метода, а не интерактивным технологиям. Они не любят, когда их перебивают, пока они не изобразили полную картину, не выложили всю голову.

Четвертый когнитивный тип, «люди, сочувствующие», одаренные «шестым чувством», которое идентифицирует их с другими. Они чувствуют, что испытывают и другие, им болит, когда болит другим. Такие люди остро переживают неискренность. Они могут действовать от имени слабых, жертв. им трудно защищаться, даже если их обвиняют безосновательно. Часто говорят косвенно — пространно объясняют, рассказывают небольшие истории, а потом разочаровываются, когда слушатели не понимают их подсказку.

«Люди, сочувствующие» остро ощущают нарушение гармонии, они развивают в себе незыблемые основы правды. Сознание становится проводником их поведения. Обучение может расширить их опыт. Они могут быть хорошими юристами, музыкантами, инженерами, медсестрами или психологами.

«Люди, которые побуждают» не будут читать определенный материал, если не увидят в нем практической ценности. Они учатся из опыта, созерцая, что работает, а что нет. В круг их чтения входит история, биографии и литература о путешествиях, поскольку все это содержит уроки из жизни. Такие абстрактные вещи, как математика, философия или теология, оставят их холодными. Это естественные лидеры. Они подталкивают всех, кто их окружает, к максимальному использованию их потенциала, хотя сами могут откладывать на потом изменения к лучшему в своей личности.

«Люди, которые побуждают» могут быть очень неаккуратными. И одновременно своей дисциплинированностью, собственным примером могут вести за собой, но не командовать. Социальную группу, к которой они принадлежат, видят сквозь призму индивидов — быстро находят потенциально сильных личностей, требующих внимания каждого при общении, замечают персональное роста личностей. Работа является для них почти игрой — они выполняют ее способом, который их максимально удовлетворяет.

«Люди, жертвуют» — очень сложный тип. Они даже могут говорить о себе в третьем лице или во множественном числе. Несомненно, одарены многими талантами, но сужают свою активность в реализации лишь части потенциала.

Представители этого психологического типа стремятся использовать возможности везде, где их видят. Легко могут работать от 16 до 20 часов в сутки. Любят приключения и вызовы, в восторге от детективов, тайн, игр и головоломок, если знают, что могут победить.

В общем, это целеустремленные люди, которые любят соревнования во всех сферах жизни, достигать вершин. Они высокопрофессиональные и боятся только неожиданностей, через которые могут потерять контроль над ситуацией. Они просто ненавидят проигрывать споры, даже требуют от оппонента открыто признать, что они победили. их мышление построено в понятиях инвестиций и дивидендов. Испытывают неудобство быть обязанными перед кем, поскольку стремятся сохранить независимость и контроль над ситуацией. Однако способные на самопожертвование, когда все остальное не сработало. Готовы начать все сначала, чтобы быть свободными от вины.

При сужении потенциала «люди, жертвующие» могут быть ориентированы на служение, восприятие или учебы. Разница между «тем, что жертвует» и другими тремя психологическими типами в том, что «те, которые жертвуют» могут победить страх поражения.

Последний когнитивный тип, выделяемый в данной классификации, — это «люди, которые способствуют». Этот тип указан последним, поскольку его представители могут легко распознать себя в ином когнитивном типе. Если вы не можете распознать себя среди других представителей классификации, то, вероятно, принадлежите к «людям, которые способствуют». Это прирожденные дипломаты, обычно с большим кругом знакомых (учтите — знакомых, а не друзей, потому что они сбалансируют свой интимный мир). Общаются с людьми, которые их окружают, адаптируя их к друг другу, способствуя им, сближая их.

«Те, способствующие» — прирожденные экспериментаторы, которые налаживают любую деятельность. им свойственна постоянная умственная активность, без нее они скучают. Живут настоящим — наблюдают, слушают, чувствуют, собирают информацию (иногда собирают вещи), радуются опыта — хотя и несколько отстраненно, как наблюдатели.

Кроме того, что такие люди прирожденные дипломаты, они еще и искусные менеджеры. Могут быть очень упрямыми, если заставлять их стать на чью сторону в конфликте. Поэтому предпочитают быть «вторым лицом» в руководстве.

Кроме перечисленных психологических типов, выделяют три концепции личности: психологическую, социально-психологическую, физиологическую.

1. Психологическая известна еще с древних времен, когда были открыты четыре психологические типы: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. На этих типах формируется характер, темпераментные способности, совокупность преобладающих мотивов деятельности личности и особенности процесса психологической реакции.

2. Социально-психологическая предусматривает два типа людей:

а) интровертивного (замкнутый, направленный на себя, самоспоглядальний) — максимально развитый индивидуалист;

б) екстравертивний (открытый, доброжелательный, общительный, направленный на окружающую среду) — ярко выраженный коллективист.

3. Социальная концепция. Известно, что в каждой среде складывается и формируется четко выраженный тип человека, который можно выделить по характеру действий на следующие:

Первый — исполнитель. Фактически действует механически, — что скажут, то и сделает. Личной инициативы не проявляет. Как правило, в случае выдвижения на руководящую должность становится формалистом, соответственно накладывая отпечаток и на стиль управления, и на взаимоотношения с подчиненными. По психологическому типу это чаще холерик или меланхолик.

Второй — социальная активная личность. Человек живет активной общественной жизнью, инициативная, с широким кругом общественных интересов. К сожалению, можно в этом социальном типе встретить две разновидности. Первый — настоящий активист и общественно активная личность, другой — снаружи показной, формальный, митингово-этажный, дина-логический. Вторая разновидность — самый опасный, потому, что в начале трудно разглядеть его истинную сущность, увидеть, что все внешне — показное. Такие люди были и остаются злейшими врагами честных и трудолюбивых. Это могут быть как сангвиники, так и холерики.

Третий — изобретательная личность. Человек творческий, с высоко развитым чувством нового первооткрывателя. По натуре это может быть заперта лицо, а точнее постоянно сосредоточена, в поисках, которая имеет широкое мировоззрение в области узкой специализации. Только самые гениальные из них не замыкаются в кругу своих интересов. Преимущественно это люди сангвинического типа.

Четвертый и ‘пятый типы — творческие личности, близкие по деятельности к третьему типу людей, хотя отличаются тем, что не обязательно что-то самостоятельно открывают или предлагают, а к уже известному и открытому могут добавить элемент новизны именно благодаря творческому подходу к делу.

Статьи по теме