«Живое чудо» или мой опыт работы с кинетическим песком. Детский кинетический нерассыпающийся песок для лепки: что это такое и в чем отличия от других видов? Занятие «Дорожки к домикам»

Работа с кинетическим песком (из опыта работы)

Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладению». Малыш его берёт, а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекает тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В нашем саду, как вы знаете, также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок «Волшебный песок». Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».

Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и селиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

2.

3.

В конце занятия

Все вместе

Приведу пример занятий , которые состоят из упражнений.

Занятие: « Осенняя картина»

Задачи: развитие внимания, координации движений, моторики рук, тонких тактильных ощущений, формировать представления об осенних явлениях.

Я от имени Феи здороваюсь с детьми, знакомлюсь с ними.

Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну. но прежде чем туда попасть нужно знать правила игр с песочком (говорит о ритуале,правилах поведения) Давайте поздороваемся с песочком:

Упражнение «Здравствуй песочек»

цель : снижение психологического напряжения

Фея просит «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песочком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

Ребёнок легко, с напряжением сжимает кулачки с песком, затем тыльной стороной ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться посыпать на твои пальчики «песочный дождь»

2. Какое у нас сейчас время года? (осень) Фея кладёт на песок тучку или рисует, часто идёт дождь и мочит землю. Проведём линии от тучки вниз, на землю. Идёт дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка.

Выход: Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.

2 Занятие «Дорожки к домикам»

Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции, формирование представлений о цвете предметов: (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету).

Песочная Фея здоровается с детьми приглашает к песку и напоминает правила или спрашивает о них детей. «Я приглашаю вас в песочную страну»

1 Упражнение «Отпечатки» цель: снижение психофизического напряжения.

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый делают отпечатки кистей рук, внутренней стороной, вдавив руку в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?

Посмотрите, кто это спрятался в песочке? (это мышка и зайчик)

в песочной стране подул сильный ветер, и дорожки к их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя. Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (дети обыгрывают постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи. побежала по дорожке, зайка прыгал к домику прыг- скок!)

А сейчас игрушки сложили на место!

Давайте попрощаемся с песочком и песочной страной и скажем песочку слова: «В ладошки наши посмотри, мудрее стали мы, спасибо милый наш песок ты всем нам подрасти помог!»

3 занятие: «Песочные прятки»

цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза)

Фея здоровается напоминает правила игр с песком и приглашает в песочную страну

1 упражнение «Ныряние»

Погружение в песок рук (заныривание ладонями) руки двигаются сверху вниз. можно одной и двумя руками. «Два пловца, два удальца, в море синее ныряют, два пловца два удальца в море ножками болтают.»

2 упражнение «Дворник» Закапывание в песок одной руки, другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка. «Выходит дворник из ворот и словно кисть, метлу берёт. и эту улицу и ту метлой раскрасит в чистоту!

3 упражнение «Тесто» поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлапивание ладоням по песку. « С мамой тесто мы замесим, чтоб испечь пирог нам вместе. Нужно тесто поразмять, нужно тесто нам намять, нужно тесто порубить и немножечко побить»

Фея приглашает поиграть детей: «В моей стране живёт много разных животных. Хотите узнать их?

Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра, ты должен их найти в песке». После того, как ребёнок нашёл животное, взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как голос подаёт?» после обыгрывания, убираем игрушки на место

Прощание с песком ритуал повторяется.

4 занятие: «Песочные художники»

цель: развитие пространственного воображения, внимания, моторики рук, элементы релаксации.

Феечка: Здравствуйте ребятки, рада вас видеть в моей песочной стране! сегодня мы снова встречаемся с волшебным песком. Скажите правила игры в песок.

1 упражнение «Ловкие пальчики» пальчики наши ходят по песку, а сейчас попрыгают!, играют на пианино, выполняют зигзагообразные движения.

2 упражнение «Пекарня»

предложить детям испечь «пирожки» , «торты» разного размера и формы, посчитать, разрезать пирог на 2 части- половинки, угостить кукол.

А теперь мы с вами превратимся в художников, но будем не простыми художниками, а песочными!

положите перед собой лист бумаги, начинаем создавать картину из песка! Начнём с солнышка в небе и облака. Какая фигура нам нужна для солнышка? (круг)

Возьмите в руки форму круг, положите на песок и прижмите форму ко дну подноса, поверните. Поднимите форму, положите на лист, вынимайте песок из формы, посмотрите что получилось? (солнышко).

А теперь, сделаем солнышку лучики в виде палочек. Молодцы, а теперь таким же способом сделаем облачко с помощью формочки овала или «облачка». Посмотрите, какое небо у нас получилось!

А теперь будем «рисовать» дом. Скажите, ребятки из каких геометрических фигур мы можем сделать дом? (из квадрата и треугольника) а теперь мы можем посадить рядом с домом ёлочку.

можно формочку ёлочки либо из треугольников.

Ребятки у нас на картине нет животных, давайте их тоже нарисуем, выберите фигурку животного, которое вам нравится и сделайте на листе фигурку из волшебного песка. а теперь наведите на картине порядок, лишни кусочки песка. посмотрите какая красота получилась на ваших картинах! Всё это волшебство создали вы сами, как настоящие художники!

Прощание с песком и Феей.

Актуальны упражнения «автогонщик», «загадка», «Заборчик» «Сад – огород», «Что изменилось?», «Чьи следы?», «Зоопарк», «Ферма»,

«Художник» (рисование на песке пальчиком или палочкой простые предметы: солнце, ёлка, флажок.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко Я открою вам секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать! Вредных нет детей в стране - ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!

В конце занятия : выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть!

4 правило: Убери игрушки на место попрощайся с песком:

Воспитатель: Спасибо, тебе за твои советы, Феечка и пожелания, за то, что ты приходила к нам в гости. А сейчас, ребятки, положите свои ладошки на песок, закройте глаза и скажите слова благодарности песочной фее.

Все вместе : «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»

Чистый песок — это смесь мелких зерен различных горных пород (в основном кварца). Когда песок намокает, кристаллики кварца притягиваются друг к другу благодаря силам поверхностного натяжения воды, и потому из влажного песка можно строить достаточно устойчивые конструкции. Когда вода испаряется, скрепляющих систему сил не хватает, и песчаный замок рушится.

Но водяная пленка, покрывающая частицы, имеет ряд недостатков. В частности, влажные песчинки прилипают не только друг к другу, но и к коже. И дома на полу с мокрым песком не поиграешь — останется грязь, последствия игры будут скрипеть под ногами. В общем, шведы из компании WABAfun предложили оригинальное решение.

Тест на рассыпчатость

Трудно поверить, но на этих фотографиях испытатель держит руки совершенно неподвижно. Извлеченный из формы ком песка самостоятельно начинает расползаться. Между кадрами — примерно 10−15 секунд.





Песок, который не сохнет

Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. Ребенок может играть с ним дома (правда, все-таки не на ковре, а на гладком полу), и последствия игры можно за полминуты собрать руками, которые после этого даже не нужно мыть. Странно — на ощупь песок, и с виду как песок, а физические свойства совершенно другие. Как же это получается?

На 98% Kinetic Sand состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси — это вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Состав вещества разработчики держат в секрете, но, скорее всего, это аналог неньютоновской жидкости, получаемой растворением в воде обычного крахмала (мы делали этот опыт в майском номере за 2012 год).

Что нам стоит…

…дом построить. Как ни странно, построить более или менее нормальный замок из кинетического песка довольно трудно, если не сказать — невозможно. Профессиональные песчаные скульпторы работают с мокрым песком, который слипается значительно лучше и держит форму до тех пор, пока вода не испаряется. Чтобы скульптура стояла в течение длительного времени, ее по окончании работы надо покрыть стабилизирующим составом.


Не пачкает руки, не рассыпается, приятен на ощупь, но непригоден для постройки замков или любых других высоких и сложных скульптур. Неплохая игрушка для детей до пяти лет, причем по технике безопасности ее можно давать детям только с трехлетнего возраста, поэтому суммарное «окно интереса» довольно узкое.

Скульптуры же из кинетического песка начинают рассыпаться достаточно быстро — особенно высокие, и лепить из него что-то осмысленное получается только при использовании формочек.

В рекламных роликах Kinetic Sand показано, как его можно эффектно разрезать ножом — но этого эффекта хватает ровно на две минуты, после чего становится скучно. Маленький ребенок может с удовольствием «лепить бабки», но уже третьекласснику наскучит занимательное вещество, из которого не получается построить рыцарский замок достаточной высоты.

Кинетический песок – забава для взрослых и детей, стремительно набирающая популярность. Такое широкое распространение объясняется безопасностью продукта и разнообразием развлечений, в которые можно играть с его использованием. Для чего он необходим, и так ли хорош на самом деле? Остановимся подробнее на составе, видах, достоинствах и недостатках данного продукта. Также обратите внимание на фото товаров от различных фирм-производителей.

Кинетический песок - это уникальный материал для развития творческих способностей ребенка

Состав кинетического песка

Состав кинетического песка абсолютно безопасен. 98% вещества – обычный кварцевый песок, а оставшиеся 2% – силиконовый полимер, который не вреден и часто применяется в качестве пищевой добавки. За счет высокого содержания кварца, конечный продукт имеет песочный цвет и пористую вязкую консистенцию, отличную от натурального песка. Такая консистенция позволяет формировать из него разнообразные поделки.

Преимущества и недостатки кинетического песка

Главным преимуществом кинетического песка является то, что он пластичен, гипоаллергенен и абсолютно безопасен для ребенка. Консистенция приятна на ощупь и позволяет сделать из продукта множество разнообразных фигурок. Изучив его подробнее и промониторив отзывы о чудо-игре, можно найти много других плюсов. Обратите внимание на некоторые преимущества, отмеченные родителями, которые уже поучаствовали в детских развлечениях с песком:

  • Песок не высыхает. Состав вещества позволяет ему надолго сохранять тягучесть. Заявленный срок годности - 3 года, но на деле эксплуатация кинетического песка может быть и более долгой.
  • Для кинетического песка не нужна особые условия хранения. Находясь на воздухе, он не потеряет своих свойств.
  • Среда вещества неблагоприятна для развития бактерий.
  • При необходимости песок легко моется: под воздействием влаги он не теряет целостности.
  • С этой игрушкой ребенку никогда не будет скучно. Можно хоть каждый день придумывать новые игры и занятия.
  • Не возникает сложностей при уборке. Рассыпанные песчинки можно собрать, поводив по загрязненной поверхности песчаным комком – он оказывает на вещество воздействие, сродни магниту.

Недостатки состава обусловлены некоторыми его физическими свойствами:

  • Запах. С этим качеством вы столкнетесь, как только распакуете продукт. Химические полимеры отличаются специфическим запахом, схожим с уксусом или клеем. Не стоит волноваться – он вскоре выветриться.
  • Плотность. Продукт не слишком сыпучий. Это качество не позволяет играть с ним как с обычным песком (строить мельницы, просеивать и т.д.).
  • Неспособность вещества долго держать форму. Чем больше фигурка, вылепленная из песка, тем быстрее она растечется.

Для какого возраста предназначена эта игрушка?

Производитель обозначает лишь нижнюю границу для возраста при использовании продукта – три года. Однако это скорее способ подстраховаться, нежели предупреждение о реальной угрозе. Попадание мелких частичек песка в пищевод не сопряжено с опасностью. Под присмотром родителей играть с кинетическим песком можно уже с полутора лет. Следить нужно лишь за тем, чтобы в дыхательные пути малыша не попадали крупные кусочки продукта.

Верхняя граница возраста использования кинетического песка производителем не определена - играть можно всем. Игрушка подойдет как детям, так и взрослым.

Подросткам игры помогут в самовыражении и развитии фантазии. Для взрослых – это вариант антистресса. Яркое вещество, поддающиеся лепке, помогает избавиться от депрессии, а также снять усталость дома после рабочего дня.

Для чего нужна игрушка?

Главными полезными функциями такого продукта для детей является:

  • развитие тактильной чувствительности;
  • развитие мелкой моторики;
  • приобретение малышом коммуникативных навыков во время коллективных игр;
  • приучение ребенка к творчеству;
  • гармонизация внутреннего эмоционального состояния малыша.

Кроме того, игрушка нужна и для спокойствия родителей. Как уже отмечалось, в отличие от обычного песочка, в кинетическом не развивается патогенная микрофлора. По сравнению с обычной песочницей, игры дома абсолютно безопасны. Если не хотите лишать ребенка творческих радостей от лепки фигурок, но волнуетесь за его здоровье, нерассыпающийся кинетический песок – это то, что вам нужно.


Детям не надоедает игра с кинетическим песком, малыш может воплощать свои творческие идеи в реальность целыми часами

Какие игры можно придумать с песком?

Игры с использованием кинетического песка отличаются разнообразием способов и целей. Интерактивный досуг поможет как физическому здоровью, так и умственному. Вещество часто используют в составе комплексной терапии при лечении нарушений мелкой моторики или психосоматических заболеваний. Идеален песок и в качестве развивающей игры – он может помочь, например, выучить цвета или животных. Предлагаем вашему вниманию варианты игр:

  • Предложите малышу пересыпать продукт, мять его или пропускать между пальцами. Такое занятие особенно понравится детям помладше. Игра способствует гармонизации внутреннего состояния.
  • Смесь можно раскладывать по формочкам, а потом обратно в общий контейнер. Это не только развивает мелкую моторику, но и приучает ребенка убирать за собой.
  • Из вещества можно доставать разнообразные мелкие предметы (лучше - яркие). Выбирая их из песка, малыш развивает внимание, усидчивость и мелкую моторику.
  • Традиционное создание фигурок (куличиков, башен и т.д.).
  • Можно научить малыша делать на песке имитацию следов различных животных.

Обычные песочные наборы (ведерко и пасочки) подойдут и для игры с кинетическим материалом

Какой песок выбрать и что лучше для ребенка?

Большой спрос на продукт вызвал повышение предложения. Сейчас на рынке представлен широкий ассортимент товаров. Запутаться в выборе очень легко. Мы подскажем, какой товар лучше приобрести. Представляем вашему вниманию ТОП-3 фирм-производителей, обладающих лучшим соотношением цена-качество и получивших наибольшее количество положительных отзывов от родителей:

  1. Умный песок Kinetic sand (Швейцария);
  2. Космический песок (Россия);
  3. Живой песок Living Sands (Южная Корея).

Kinetic sand швейцарской компании

Наибольшую популярность завоевал швейцарский Kinetic sand. Товар можно найти в любом магазине для детского творчества. Цена 1000-1500 рублей. Стоимость зависит от индивидуальных качество товара: цветовая палитра, размер и вес упаковки. В продаже можно найти песок в комплекте с наборами для детского творчества, включающими лопатки, фигурки и т.д. Как видите, товар достаточно дорогой, что объясняется наличием затрат на экспорт, а также популярностью бренда.


Космический песок российского производства

Космический (волшебный, магический) песочек – по сути, аналог швейцарского кинетического. Продукт уступает оригиналу лишь в цене. Космический песок можно встретить по стоимости от 500 рублей. Часто встречаются названия «кибернетический», «телескопический», «полимерный» - по сути, это один и тот же товар. Остальные качества полностью повторяют свой швейцарский прототип.

Пластичность, яркость – все на должном уровне, отличия от западного бренда отсутствуют. Как и в первом примере, встречаются большие наборы для лепки. Во сколько обойдется подарок, зависит от объема и количества фигурок (1000-1500 рублей).


Живой песок Living Sands

Корейский синтетический игровой песок – самый дорогой в категории данных товаров для детей. Помимо кварца и полимера, он содержит в составе ароматические масла, дробленый ракушечник и другие нетоксичные вещества. Нижняя граница стоимости живого песка – 1500 рублей. От своих «коллег» он отличается легкой пушистой консистенцией и способностью к ароматической терапии. Цвет песка – белый, на ощупь он приятный и мягкий. Условия хранения прописаны в инструкции.


Пластилин (масса для лепки) Play Doh

В наш хит-парад не вошел еще один вариант игрушки от фирмы Play Doh, который заслуживает внимание. Дело в том, что производитель преподносит продукт не как кинетический песок, а как массу для лепки (пластилин), хотя разница не велика. Состав прост и безопасен: мука, вода и соль. Некоторые родители-энтузиасты даже пытаются сделать такой пластилин в домашних условиях.


«Фабрика Мороженого» от Play doh (масса для лепки и тематические формочки для игры)

Пластилин обладает множеством плюсов:

  • не липкий - не остается на руках, ногтях, домашних поверхностях);
  • экономичный расход - пару маленьких баночек можно использовать для непрерывных игр в течение 2-3 месяцев;
  • плохо смешивается - если ребенок слепил все цвета в большой ком, вы легко сможете разъединить их обратно;
  • не рассыпается - упавший пластилин быстро высыхает и легко собирается пылесосом.

Все «за» и «против» цветного песка для детей

Итак, если с фирмой-производителем все стало понятно, пришло время поговорить о цветах. Искусственный игровой песок выпускает как в однотонной гамме, так и в наборах по 5 и более цветов. С однотонным песком все ясно: это практичный и дешевый вариант. Если же для своего ребенка вы захотели приобрести именно разноцветный песок, то вам полезно будет узнать о плюсах и минусах такого приобретения. Начнем с плюсов:

  • Яркость и красота. Богатая цветовая палитра, что называется, радует глаз.
  • Помогает ребенку находить интересные цветовые решения. Кто знает, может ваш малыш станет в будущем художником или дизайнером.
  • Яркая палитра сразу завоюет и удержит внимание ребенка. Цветной кинетический песок наскучит нескоро.

Серьезный недостаток у цветного песка только один: возможность смешивания детьми всех оттенков в однородную массу грязного цвета. Дети бывают очень любопытны, поэтому любят лепить сразу из всех оттенков.

Если ваше чадо любит смешивать все оттенки, а следить за ним у вас нет времени, можно приобрести цветной песок, но выдавать его порционно: по одному или два цвета.

Как хранить игрушку и ухаживать за ней?

Кинетический песок не подвержен быстрому высыханию на открытом воздухе. Воздействие прямых солнечных лучей песок также воспринимает спокойно. В течение всего периода эксплуатации он сохраняет влажность и тягучесть. Продлить время его использования помогут простые правила, прописанные в официальной инструкции к товару. Итак, хранить и использовать песок нужно, соблюдая следующие правила:

  • Если кинетический песок загрубел, поиграйте с ним мокрыми руками. Мочить продукт не стоит, необходимая влага передастся через касания.
  • В случае попадания на песок жидкости, дайте ему высохнуть самостоятельно. Не подвергайте вещество термическому воздействию - оно вполне сможет просохнуть и при комнатной температуре.
  • Перед эксплуатацией песка тщательно вымойте руки. Силиконовый полимер хорошо впитывает посторонние запахи.
  • После использования положите песок в специальный плотно закрытый контейнер. Это поможет предотвратить воздействие влаги, попадание мелких частиц пыли и других посторонних предметов.
  • Не добавляйте в песок красящие вещества. Вы получите массу, которая будет некрасива и утратит первоначальные свойства.
  • Держите кинетический песок в месте, куда не смогут проникнуть домашние питомцы.
  • Для того чтобы убрать рассыпавшийся песок с ковра или любой другой поверхности, можно воспользоваться руками или пылесосом. Кинетические частички не прилипают к поверхностям. Просыпанный на пол песок сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.
  • Срок хранения товара при правильной эксплуатации неограничен.

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида

с.Эмеково Волжский муниципальный район Республики Марий Эл

Опыты с песком

Конспект познавательной деятельности

Выполнила: воспитатель СергееваЛ.С.

Игра

Летела пташечка,

Сизая касаточка,

Перед восходом солнышка,

Перед восходом красного.

Летела из-за морюшка,

Обронила перышко.

Кто перышко найдет

Тот плясать пойдет.

ЦЕЛЬ. П ознакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: Учить сравнивать два противоположных по качеству вещества и находить различия между ними. Побуждать интерес к окружающему миру. Видеть удивительное в обычных вещах. Познакомить с новым словом «бархан». З акрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы, активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина, подносы, вода, стаканчики, увеличительные стекло, миска, трубочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать,

И в «куличики» играть.

Дети. Песок.

Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.

Ребята, а где же бывает песок?

Дети. Песок есть на улице, в песочнице, на берегу озера, на дне речки, в море, около моря.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А кто из вас знает, как называется место на нашей планете, где очень много песка? Там очень жарко, мало растений.

Дети. Пустыня.

Воспитатель. А вы ребята хотите побывать в пустыне?

Дети. Да! Хотим.

Воспитатель. Сейчас я буду говорить волшебные слова и появится сильный, сильный ветер и нас унесет в пустыню. Закройте глаза и сделайте один круг вокруг себя.

(Звучит музыка «Ветер»). Воспитатель показывает макет пустыни.

Воспитатель. Ребята, как называется этот макет.

Дети. Пустыня. Здесь много песка.

Воспитатель. А какие растения там растут?

Дети. Кактусы.

Воспитатель. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения. Воспитатель. Дети, а вы знаете какие животные живут в пустыне?

Дети. В пустыне живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.

Потому что они могут долго жить без воды.

Воспитатель. Где очень жарко, много песка, мало растений.Такие места называются пустынями.Ребята, а вы хотите узнать свойства песка?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте мы с вами проведем опыты. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Пока что они покрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы).

Воспитатель. Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучением песка.

Воспитатель. Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. Песок сыпучий, сухой, желтый.

Воспитатель. (Обобщает).

Теперь возьмите стаканчик с глиной, и попробуйте насыпать её. Она падает комками. Значит песок сыпучий, а глина- нет.

2Опыт.

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм.

А теперь ребята давайте посмотрим глину. Какая она?

Дети: Глина твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.

Воспитатель. (Обобщает).

Воспитатель. Дети, а теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок. Что получилось?

Дети. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне, появляются песочные холмы. Они называются барханами.

А теперь давайте ребята проведем физкультминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Рук коленами коснулись.

Сели- встали, сели-встали.

И на месте побежали.

4 Опыт

Песок или глина лучше пропускает воду?

Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.

В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).

Воспитатель. Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. Нет, сыпучий только сухой.

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки- из мокрого или сухого?

Дети. Из мокрого. (Дети лепят разные фигурки и читают стихи).

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит

Тот чего-нибудь построит.

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Мы купаемся в реке,

Загораем на песке.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

Статьи по теме