Консультации музыкального руководителя для воспитателей. Консультация для педагогов «Музыка в семейном воспитании. «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»


«Роль воспитателя в развитии

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №251»

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Викторова Елена Владимировна.

Предварительный просмотр:

«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей»

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой: слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, вэтой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

Источником - вшироком смысле слова - самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в миремузыки. Он с детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит вжизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия.

Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются впамяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т.д.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. (Пример: с куклами)

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых , воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых , воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки, которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на прогулках.

Помимо занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой "музыкальный уголок". Он помещается в наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каковомузыкальное окружение ребёнка всемье.

Разумеется, на детей влияютне только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя и музыкального руководителя

В первые дни вкаждом новомгоду воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие вмузицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своихнаблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя вруководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей - это его участие вней . Взрослый как бы советуется с детьми: ""Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск, - Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних словдругими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах

Для детей второй младшей и средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснить, какую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот виддеятельности.

Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать своюдеятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят вэто время играть громко на барабане, расстраивая всюигру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям.

Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей группе , поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности, например, пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе.

Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.

В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть, станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. По всей видимости, эторезультат характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.

Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысокак сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.

В руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину - кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д.

В развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах - с другой, а также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Литература

1. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение», 1982.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Киев, «Муз i чна Укра i на», 1985.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 2/1993, 6/1996, 4/1998.

Педагоги разных стран сходятся во мнении, что условия для качественного развития детей любого возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Воспитатели должны заниматься просветительской работой с целью ознакомления родителей с методами и приёмами, формами организации музыкального воспитания в домашних условиях. Также немало важно, чтобы родители понимали значение музыкального развития и сами имели желание повышать свой культурный уровень.

Основной задачей для родителей является продолжить работу, начатую воспитателями в дошкольном учреждении по обогащению духовного мира ребёнка, впечатлениями, полученными ребёнком от прослушанной музыки, не погасить интерес детей учить чтить традиции своих предков. Использовать различные упражнения по развитию музыкальных способностей, поддерживать желание ребёнка заниматься музыкальным образованием.

В грамотно организованных домашних условиях у родителей имеются все возможности для развития и закрепления полученных навыков в детском саду. Вместе с мамой ребёнок может применять различные виды музыкальной деятельности: слушать музыку различных жанров, исполнять на различных музыкальных инструментах, придумывать что-то своё. Нередко есть семьи, в которых музыкой занимаются серьёзно. В такой семье созданы все условия для целенаправленного музыкального развития. С самого рождения мама, которая слушала музыку, когда её ребёнок ещё не родился, внушила своему сыночку или дочке любовь к музыке, желание её слушать и заниматься в этом направлении.

В домашних условиях возможность для прослушивания качественной музыки по своему желанию гораздо выше. При создании фонотеки учитываются вкусы и желания ребёнка. Музыка подобранная для фонотеки должна соответствовать возрасту. И в вечернее время суток нужно следить за тем, чтобы музыка, звучащая дома, была более спокойная, с умеренной громкостью, так как доказано, что характер прослушиваемого произведения напрямую влияет на настроение ребёнка. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

Для исполнения детьми очень доступная форма игры на музыкальных инструментах и пение. Ребёнку очень легко запоминаются песни или произведения, которые он часто слышит. Однако дети могут придумывать свою музыку во время свободных игр — напевать знакомый марш, ритмично стукая солдатиком и изображая, ритм марша, петь колыбельную укачивая, убаюкивая свою любимую куклу; импровизировать на музыкальных инструментах знакомую попевку. Задача родителей состоит в том, чтобы проследить за качеством музыкальных игрушек, покупаемых в семье. Игрушки должны быть из прочного материала, красочные, желательно с реальным звучанием. Двойная эффективность будет если при таких занятиях присутствовует родитель, направляет и побуждает ребёнка к игре. Для игр вместе с детьми используются различные потешки и попевки. Лучше если это будет небольшой по размеру материал, который легко запоминается и проговаривается вашим ребёнком.

В домашних условиях очень любимы детьми прослушивание музыкальных сказок, звучащих на аудиосистеме, узнавание знакомых мультфильмов по включению заставок к ним. Лучше если эти занятия будут проходить совместно со взрослым, так как совместные занятия с мамой приносят наиболее высокий результат. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, когда на фоне звучит лёгкая, спокойная музыка, приносит высокие результаты не только для основного вида деятельности, но и для слушания музыки. Очень эффективно использовать музыкальное слушание также и совсем маленькими детьми, при занятии их различными видами деятельности, для того чтобы дети привыкали к музыкальному звучанию.

Для утренней разминки тоже полезно включать ритмичные, танцевальные мелодии, особенно понравившиеся вашему ребёнку.

Таким образом дома практически всегда должна звучать различная музыка. Характер музыкального произведения должен зависеть от вида деятельности, которым занят ваш ребёнок.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Маркова Ольга Валерьевна музыкальный руководитель МБДОУ №57

Описание : Данный материал предназначен музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений для работы с начинающими воспитателями.
Цель: Повысить профессиональные навыки воспитателя в образовательной сфере "музыка".
Задачи: -Углубить взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в развитии музыкальных способностей дошкольников.
- повысить компетентность воспитателя во всех разделах музыкальной деятельности дошкольника.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно осуществлять развитие музыкальных способностей детей.

Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии
Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:
1. В распевании не участвует
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Любовь Конорезова
Консультация для педагогов «Воспитатель - главный помощник музыкального руководителя»

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью . Работаем над развитием музыкальных способностей , прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива , ответственных за развитие и воспитание ребенка .

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании . Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности . Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах .

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке , расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание,- это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем. На праздничных утренниках и вечерах развлечений мы показываем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний. Музыкально –ритмические движения, игры, театрализованные спектакли заставляют детей переживать выраженное в музыке , а это в свою очередь, влияет на качество исполнения. Радуясь музыке , ощущая красоту своих движений ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Воспитатель отвечает за осуществление музыкального воспитания детей своей группы . Он должен согласовывать свою работу в этом плане с музыкальным руководителем . Воспитатель должен активно участвовать в процессе общения детей на музыкальном занятии . В младшей группе воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группе – помогает разучивать песни и вместе с музыкальным руководителем оценивает выученные правила, произведения. В младших группах обучение музыкально -ритмическим движениям воспитатель участвует во всех видах музыкальной деятельности : движениях, активизируя малышей.

В средней, старшей и подготовительной группе, при обучении музыкальным ритмичным движениям , воспитатель действует по мере необходимости, показывает отдельные движения, напоминает построение и дает детям отдельные указания в темпе, игре.

Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей , то есть включает музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, использует материал, выученный с музыкальным руководителем . Воспитатель должен присутствовать на музыкальных занятиях , а также на занятиях с музыкальным руководителем . После занятия воспитатель должен учитывать успехи, достижения ребят, подбирает музыку для утренней гимнастики и т. д. Воспитатель вместе с музыкальным руководителем должен составлять план совместной работы.

Воспитатель участвует в отборе музыкального материала , используя его на утренней гимнастике, изобразительной деятельности, работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Воспитатель должен систематически работать над собственным исполнительством (пение, музыкально -ритмические движения, конспектировать методическую литературу, должен творчески работать над сценариями праздников, вечеров развлечения. Но следует помнить, что всё преподносится детям в игровой форме. Мы используем наглядный материал, иллюстрации, игрушки.

Как правило, дети испытывают большую потребность в игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи. Как пользоваться такими музыкальными игрушками ? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения , а дети слушают.

Мы стараемся выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играем вначале в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за нашим исполнением. Затем ребёнок присоединится к нам и только потом – попытаемся исполнить мелодию самостоятельно.

Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки , наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребёнка – развивать музыкальную память , чувство ритма, музыкальный слух , не только на музыкальных занятиях , но и с помощью музицирования . Всё это доступно детям, если правильно научить их. Воспитатель - главный помощник музыкального руководителя в образовательной деятельности ДОУ. Воспитатель и музыкальный руководитель должны помогать и дополнять друг друга, работать слаженно. Только при правильной постановке работы можно добиться высоких результатов.

Публикации по теме:

Статьи по теме