Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно? Во сколько месяцев малыши начинают ползать: этапы развития навыка у девочек и мальчиков Во сколько малыши начинают

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Развитие ребенка до годовалого возраста происходит поэтапно. Очень важным периодом в жизни малыша является то время, когда он начинает учиться сидеть. В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Этот вопрос очень актуален для родителей крохи, им всегда хочется ускорить этот процесс. Но нужно помнить, что любая поспешность может привести к травмам позвоночника малыша. Даже врачи рекомендуют не торопиться с этим. Сидеть - это значит принять новое положение тела. А это должно произойти естественно, без лишнего напряжения и использования всяких вспомогательных средств, например, ходунков. Если сам ребенок к этому не готов, зачем его заставлять?

С какого возраста ребенок начинает сидеть?

Многие родители постоянно интересуются у своего доктора, когда грудной ребенок начинает сидеть? Это происходит тогда, когда организм готов к изменению положения тела. Конечно, можно научить малыша сидеть и раньше, но пользы для его здоровья от этого не будет.

Физиология позвоночника такова, что у новорожденных детей он не имеет изгибов. Они появляются в процессе роста малыша. Появление шейного изгиба обнаруживается в два месяца. Это можно сразу понять: малыш держит головку. А вот когда он начнет садиться, появляется грудной изгиб позвоночника. И только после года, когда кроха начинает учиться ходить, прибавится еще и поясничный изгиб.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Уже к шести месяцам малыш испытывает эту потребность, ему хочется смотреть на мир и играть в сидячем положении. К этому времени достаточно хорошо сформированы мышцы вдоль позвоночника, грудной клетки и брюшного пресса. Спинка ребенка уже держится прямо, без дополнительных опор. Это как раз то время, когда обязательно нужно учить малыша сидеть.

Когда ребенок не садится сам, что делать?

Бывает так: ребенку уже шесть месяцев, а он даже не пытается садиться сам. Если при обследовании у малыша не обнаружится никаких серьезных заболеваний, значит, родители не уделяют должного внимания развитию своего чада: не делают массаж, не занимаются с ним физическими упражнениями. В результате малыш набирает избыточный вес, ткани становятся рыхлыми. Обратитесь к врачу. Он порекомендует:

  • комплекс лечебной физкультуры;
  • объяснит, как правильно нужно делать гимнастику и массаж;
  • откорректирует питание малыша.

Ребенка можно научить сидеть. Как это сделать?

Если вашему малышу уже шесть месяцев и более, он совершенно здоров, а сидеть не умеет, возникает вопрос: "Когда будет сидеть ребенок?" Малышу нужно просто помочь. Он должен сам держать спинку, недопустимо в качестве опоры применять подушки. Любые приспособления сформируют у ребенка неправильную осанку, и он будет сутулиться.

Обучение начните с самого простого. Ненадолго присаживайте малыша к себе на колени. Играя, делайте ему массаж и физические упражнения. После чего посадите кроху на жесткую поверхность, не позволяя ему падать. Каждый раз постепенно увеличивайте время, когда малыш будет сидеть. Забавляйте его, увлекайте, разговаривайте с ним. Вот увидите, уже через 5-6 занятий карапуз начнет садиться сам.

Малыш начинает сидеть. Упражнения

  • Посадите ребенка в кресло, наклон которого регулируется. Медленно увеличивайте амплитуду от полулежачего к сидячему положению.
  • Возьмите малыша на руки, посадите на свои колени и играйте с ним в ладушки. Создается своего рода мышечный корсет.
  • Каждый раз, когда ребенок бодрствует, дайте ему возможность ухватиться за ваши пальцы и самостоятельно подтянуться.
  • Во время принятия ванны дайте своему малышу круг для купания, пусть барахтается в воде. Это укрепляет мышцы.
  • Обязательно делайте крохе массаж. Лучше эту процедуру доверить специалисту. После этой процедуры расслабляются мышцы, снимается тонус, улучшается кровообращение.

Все не так уж сложно: любите своего ребенка, заботьтесь о нем, выполняйте самые простые советы и рекомендации - и ваш малыш начнет сидеть сам.

Малыш учится сидеть: когда развивается этот навык?

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно? Как правило, дети учатся этому навыку после того, как научились переворачиваться и держать головку. Ребенок растет, мышцы его развиваются и становятся крепкими к 4-7 месяцам. Во сколько ребенок должен сидеть? Около 90 процентов грудных детей спокойно и совершенно самостоятельно сидят в восьмимесячном возрасте.

Сначала малыш приподнимает головку, затем грудь, опираясь на ручки. Он как будто отжимается. Вскоре ребенок удерживает равновесие, опираясь на руки. А к 6-7 месяцам он уже сидит без опоры, руки его свободны, и он с интересом исследует окружающую обстановку.

Сидеть легко, трудней садиться

Каждый малыш индивидуален в своем развитии. Многие детки начинают вставать на ножки раньше, чем научатся садиться. Это происходит потому, что тонус мышц, отвечающих за положение сидя, запаздывает в развитии по сравнению с мышцами, отвечающими за вставание.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Когда родители держат на руках своего 3-4 месячного малыша, он наполовину уже сидит. Хотя многие мамы еще боятся присаживать младенца. Искусственно этого делать нельзя, а вот создать условия, чтобы кроха сам захотел оказаться в вертикальном положении, можно и даже нужно.

Чаще кладите малыша в неудобную для него позу - он будет пытаться перевернуться сам, чтобы принять комфортное положение. Ему нужно научиться сидеть, чтобы потом делать это всю жизнь. Помните, ребенку требуется приложить колоссальные усилия, чтобы постичь эту науку. Помогите ему!

Специально присаживаем ребенка: вред или польза?

Если ребенку нет еще и шести месяцев, естественным для позвоночника является горизонтальное положение. Совсем другое дело, когда малыш сел раньше шести месячного возраста самостоятельно. Однако даже в этом случае ему нельзя находиться в сидячем положении больше часа в день.

Искусственным усаживанием родители только навредят своему чаду. Когда он пойдет в школу, где волей-неволей приходится много сидеть, возникнут серьезные проблемы с позвоночником. Итак, со скольки ребенок начинает сидеть? Присаживать, а не основательно усаживать малыша можно с шестимесячного возраста. Крохе нужно помогать, а не заставлять делать то, к чему он еще физически не готов.

Упражнения на укрепление мышц спины

Когда младенцу исполнится четыре месяца, педиатры порекомендуют специальные упражнения для того, чтобы помочь ему вовремя сесть. Выполняйте их на столе с жесткой поверхностью.

  • Протяните ребенку руки, он ухватится за них и будет стараться сесть. В приподнятом состоянии малыш находится некоторое время, а потом возвращается в исходное положение. Так повторите несколько раз.
  • Положите младенца на животик, приподнимите его, поддерживая под грудью и ножками. Он будет упираться, спинка и ягодички напрягутся, головка поднимется. Пусть в этом положении кроха пробудет несколько секунд.

Когда можно сажать девочку?

Часто родители задаются вопросом: "Когда ребенок начинает сидеть?" Девочка, как правило, отстает от мальчика в физическом развитии. Это и понятно - слабый пол. А вот в умственном - превосходит. Рано сажать девочку нельзя, как, впрочем, и будущих мужчин.

Впоследствии, когда девочка станет женщиной, у нее может быть загиб матки. Конечно, это не происходит сразу. В процессе развития малышки и ее органов неправильно формируются связки, а со временем происходят отклонения. Может наступить бесплодие. А при родах возникают проблемы с тазом. Когда ребенок начинает сидеть? Девочка готова к этому этапу развития в шесть месяцев.

Когда сажать мальчика?

Всех родителей, у которых родился долгожданный наследник, мучает вопрос о том, когда ребенок начинает сидеть. Мальчики начинают учиться этому навыку в 5,5 месяцев, но полностью самостоятельно сидят в восемь или девять месяцев, как и все груднички. В положении сидя позвоночник испытывает большую нагрузку. Если посадить ребенка рано, это приведет к искривлению позвоночника, а в будущем к радикулиту.

Каждый ребенок индивидуален и развивается не по шаблону. Поэтому некоторые малыши, особенно мальчики, начинают садиться в 4-5 месяцев. Но, как бы ни хотели родители наблюдать достижения своего чада, ребенок в своем развитии проходит несколько этапов. Он не сможет сесть, пока не научится держать головку. Поэтому не торопите время - малыш научится всему, а вы ему помогите.

Как понять, что ребенок готов сесть?

Всех без исключения родителей интересует, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, и как можно понять, готов ли он к этому? Бесспорно, малыш занимает все ваше время, вы с ним разговариваете, играете, выполняете разные процедуры. Замечаете любые, даже самые маленькие, изменения в его поведении. Как только увидите, что кроха спокойно, без всяких усилий поднимает грудную клетку, лежа на животике, значит, шейные и грудные мышцы окрепли, и ребенок вполне может держать тельце в вертикальном положении. Смело пусть садится!

Ползанье - важный этап в развитии ребенка

По заявлению педиатров, ползанье - своеобразный способ передвижения маленького человечка. Укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата, улучшается координация движений. Ползанье подготавливает ребенка к ходьбе, учит его мыслить. Малыш сам принимает решение, куда и зачем ему ползти. Именно сейчас формируются некоторые изгибы позвоночника, которые при ходьбе будут играть роль амортизаторов. Ребенок учится держать равновесие и владеть телом. Физическая активность малыша развивает его мозговую деятельность.

Когда ребенок начинает ползать и как ему в этом помочь?

Бесспорно, ползанье развивает многие навыки малыша, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии. Когда ребенок начинает ползать, сидеть? Диапазон малыша в приобретении этого навыка большой: от пяти до девяти месяцев. Но самый оптимальный срок - семь месяцев. Некоторые детки очень догадливы и начинают сразу ходить, так и не научившись толком ползать.

Неважно, в каком возрасте начал ползать ваш ребенок - ему нужна психологическая и физическая поддержка взрослых, чтобы решиться на освоение неизведанной территории.

  • Чтобы малыш не испытывал страха, постоянно ему улыбайтесь, веселите его, рассказывайте, что и где в доме лежит, при этом нося его на руках.
  • Если вы увидите, что ребеночек изо всех сил старается встать на четвереньки, помогите ему, чтобы он не упал на бок и не ударился. Иначе у малыша сформируется психологический барьер, и он долго не будет ползать. Обязательно похвалите ребенка.
  • Обеспечьте малышу одеждой, которая не будет сползать и предоставит полную свободу движений.

Недоношенный ребенок, его развитие

Недоношенным считается ребенок, который рождается в период с 21 по 36 неделю беременности. Вес его - не больше 2,5 кг, а рост 46-47 см. Развитие таких детей отличается от такового у рожденных в срок грудничков. Недоношенные дети отстают в развитии настолько, насколько они раньше появились на свет. Эти малыши плохо кушают, почти никогда не плачут и быстро устают.

Часто недоношенные детки трудно адаптируются к окружающей среде. Помощь родителей, как никогда, нужна крохе. Окружите его лаской, заботой и вниманием, проводите с малышом больше времени. Если за недоношенным ребенком хорошо ухаживать, следить, чтобы его питание было сбалансированным, делать массаж и физические общеукрепляющие организм упражнения, он будет развиваться правильно и быстро догонит своих сверстников.

Избыточная подвижность суставов и неразвитость мышечной ткани приводят к тому, что отдельные части тела ребенка принимают неправильное положение, что отодвигает оптимальные сроки того периода, когда груднички начинают сидеть, ползать и ходить.

Когда недоношенный ребенок начинает сидеть? У детей, родившихся раньше срока, только к шести-девяти месяцам появляются движения, которые подготавливают их к очередному этапу развития. И только к 12 месяцам недоношенные дети хорошо сидят.

Очень часто у рожденных раньше срока малышей неправильно формируется скелет. Если опорно-двигательный аппарат сформирован правильно, то уже к двум годам жизни разница между доношенным и недоношенным ребенком будет неразличима.

Первый год жизни – время активного развития, приобретения множества умений и навыков, малыш быстро растет, учится новому, постепенно превращаясь из несмышленого кулёчка в настоящего человека. Особенно радуются родители, когда ребенок начинает ходить, и этот момент связан с множеством переживаний. Нужно ли как-то помогать освоению навыка ходьбы, правильно ли кроха ставит ножки, нужна ли ему обувь и какая, есть ли упражнения для формирования здоровой походки. Давайте разбираться.

Возрастная норма для начала самостоятельного хождения имеет довольно широкие границы – примерно с 9 месяцев до 1,5 лет. Тренировки начинаются еще с первых дней жизни и выражаются в так называемом шагательном рефлексе новорожденных. Около 5 месяцев кроха начинает радостно толкаться ножками и скакать, если упереть его ступни в колени взрослого.

Примерно с 7-9 месяцев малыш пробует вставать, подтягивая себя ручками за прутья кроватки, края манежа, вообще любой предмет мебели, за который можно ухватиться. Как только этот маневр освоен, карапуз начнет учиться более сложным манипуляциям со своим телом: присаживаться, чтобы поднять игрушку с пола, перешагивать вдоль опоры, присаживаться.

Согласно исследованиям, около 70% детей 13 месяцев уже умеют ходить, другие малыши твердо встают на ноги чуть позже. Каждый ребёнок развивается в своем темпе, то, в каком возрасте он пойдет, зависит от ряда факторов:

  • Генетика – дети часто повторяют сценарий роста одного из родителей,
  • Вид темперамента – спокойные, меланхоличные карапузы, способные длительное время проводить в неспешной деятельности, могут пойти позже, в то время как их любопытные хулиганистые сверстники будут проворно семенить по дому,
  • Физиологические особенности – пухлым карапузам сложнее управлять своим весом, держать равновесие, нежели стройняшкам.

Слишком рано или очень поздно – нужно пугаться?

Некоторые дети начинают ходить намного раньше остальных – в 7-8 месяцев. Не стоит пугаться такой прыти, если общее состояние малыша не вызывает беспокойства. Смотрите в первую очередь на ребенка – если он активный, подвижный, довольный, радостный, хорошо кушает и выглядит здоровым, значит, для него это время является наиболее оптимальным для начала прямохождения. Торопыга может начать плакать или капризничать, стоя на ножках, потому что устал удерживать себя вертикально, но еще не умеет садиться, в таком случае понадобится помощь взрослых.

Важно! Здоровый ребенок научается ходить самостоятельно именно тогда, когда для его организма наступает нужное время. Форсирование со стороны родителей может стать серьезной перегрузкой скелета и мышц, а также вызвать психологический протест.

Другие карапузы испытывают родительские нервы и затягивают с активными тренировками, осваивая полноценные самостоятельные шаги в 1.3 – 1.6 года. Если вы сильно переживаете, проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом, которым доверяете. Если сомневаетесь, проанализируйте ситуацию, учитывая следующие причины, провоцирующие позднее освоение хождения:


Готовность нервной системы, скелета и мышц – фактор, определяющий, со скольки месяцев ребенок начинает сам ходить. Здоровый организм регулирует процессы созревания самостоятельно, не стоит сравнивать своего сына или дочку с соседскими «вундеркиндами», позвольте своему непоседе в его личном темпе подготовиться к такому серьезному изменению жизни – началу этапа прямохождения.

Надо ли помогать?

Не так важно, во сколько месяцев ребенок начинает ходить, главное – чтобы он сам инициировал этот процесс, получал от него удовольствие, радость, находил одобрение и поддержку взрослых.

Ходить малыш научится сам, родители могут лишь создать условия для полноценного физического развития, чувства безопасности, умения владеть своим телом, обретения самостоятельности и уверенности в себе.

  • Общеукрепляющие упражнения, которые можно делать с самого рождения. Сгибание ножек, поджимание их к животику, «лягушка», «велосипед», попрыгушки на маминых коленях, подтягивания малыша, удерживающего кулачками пальцы взрослого. Хорошо укрепляет мышцы выкладывание на животик, помощь при попытках ползти – когда родитель ставит руку таким образом, чтобы кроха отталкивался от нее ступнями.
  • Занятия на фитболе прекрасно развивают равновесие, координацию движений.
  • Простой массаж, который делают мама или папа. Поглаживания, несильные постукивания, растирания, легкие пощипывания всего тела и ножек, ступней, пальчиков. Эти простые действия укрепляют мышцы, снимают тонус, благоприятно действуют на психику карапуза.
  • Игрушки каталки для детей, уже научившихся передвигаться с опорой. Роль бегающей уточки успешно может выполнить устойчивый стул или табуретка – кроха будет уверенно, увлеченно шагать вперед.
  • Подходящая среда. Позаботьтесь о том, чтобы дома было достаточно простора. Закройте острые углы, уберите подальше опасные предметы, на розетки поставьте специальные заглушки, замаскируйте провода. Соорудите малышу небольшой уголок во всех комнатах – место, где ему интересно будет посидеть, поковырять свои игрушки, баночки, резиночки, порвать бумажки.

Важно! Подумайте о том, чтобы закрыть скользкие плоские полы фактурными покрытиями – ворсистыми ковриками, отрезами паласа, шершавыми неоднородными материалами. Это обеспечит безопасность, станет лучшей профилактикой плоскостопия и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Есть несколько упражнений, способствующих укреплению навыка ходьбы. Их можно проводить в игровой форме, они полезны для общего физического развития ребенка, помогают научиться управлять своим телом. Начинайте их выполнять, когда карапуз уже умеет ползать и стоять у опоры.

  • Скоростное ползание. Поставьте перед крохой любимую игрушку и перемещайте ее, мешая ему взять добычу руками. Одни малыши любят ползать за заводными жужжащими зверями, другие – за пультом от телевизора. После погони поставьте игрушку на стул, чтобы «охотник» встал и дотянулся до нее.
  • Перешагивания. Соорудите невысокие ступеньки, препятствия, через которые чадо будет переползать или перешагивать, держать за ваши руки.
  • Приседания. Стоящего малыша возьмите за ручки, потяните вниз, чтобы он присел, после чего возьмите за корпус и поднимите вверх так, чтобы он оказался на носочках
  • Хождение на руках. Пусть малыш попробует топать за игрушкой, переставляя по полу ручки, его ноги удерживайте на весу.
  • Хождение за руки или на ногах взрослого. Обычно дети это очень любят. Здесь главное не переусердствовать, чтобы маленький непоседа не ленился ходить без поддержки. Кроме того, это серьезное испытание для спины взрослого.

Если ребенок ходит на носочках

Некоторые детки, которые только начали ходить, вдруг встают на цыпочки. Если такое движение носит характер эксперимента, волноваться не стоит. Когда ходьба на носочках становится преобладающей, это может сигнализировать о некоторых проблемах, являющихся компетенцией врачей (чаще всего это невролог).

Возможные причины того, что малыш предпочитает ходить на носочках:

  • Гипертонус. Это состояние обычно диагностируется в самом раннем возрасте и снимается простыми физиотерапевтическими процедурами.
  • Неравномерное напряжение мышц, которое со временем проходит само, особенно, если карапуз будет много ползать, взбираться на ступеньки, приседать.
  • Повышенная активность, гипервозбудимость разной природы и степени выраженности.
  • Родовая травма, повлекшая за собой какие-то сбои организма, чаще всего – комплексные. В данном случае передвижение на цыпочках – лишь один из симптомов.

Как подобрать обувь?

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:


Плоскостопие до 2-3 лет является физиологической нормой и окончательно проходит само. До 1.5 лет большинство малышей имеют О-образную форму ног, которая с началом прямохождения постепенно переходит в Х-образную. Примерно к 7-9 годам происходит окончательное выравнивание осанки, формы ног и сводов стоп.

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.


Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Покупать ходунки ребенку не стоит, а, если вам их подарили, то пребывание в них не должно быть более 40 минут

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если ребенок начал вставать, обеспечьте ему полную безопасность, учитывая его рост

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

12625

Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно, нормы развития. Всегда ли ранние первые шаги это хорошо. Как помочь ребенку укрепить мышцы и начать ходить.

У новорожденного ребенка все впервые: первая улыбка, первый зуб, первый шаг. Каждое событие ожидается молодыми родителями с волнением и предвкушением. С особым трепетом мамы и папы ждут первого шага крохи, ведь с этого момента жизнь маленького человека выйдет на новый уровень.

Это достаточно серьезный этап в жизни крохи, готовиться к которому малыш начинает уже в первые месяцы своей жизни. Сколько тревог и волнений возникает у молодых мам, когда они слышат от других на прогулке или детской площадке, что ребенок в "таком" возрасте уже должен ходить. Что же это за возраст? Когда стоит "требовать" от малыша топанья ножками.

Когда ребенок пойдет

Прямохождение - достаточно серьезный и сложный навык для малыша. Не нужно слушать тех мамочек и бабушек, которые упорно будут доказывать, что в 10-11 месяцев каждый малыш должен ходить. Ребенок ничего не должен, он еще маленький и познает мир по мере своих возможностей. А эти "возможности" у всех разные.

Врачи-педиатры в этом вопросе опираются на средние статистические данные, которые говорят о том, что ходить самостоятельно дети начинают в промежутке от 9 до 18 месяцев . Сначала это неуверенные попытки прогуляться возле опоры, затем шаги с поддержкой и только потом шаги самостоятельные.

Ходить дети начинают в разное время: кто-то немного раньше средних показателей, а кто-то чуть позже. Это зависит от нескольких факторов:

  • генетика. Дети нередко перенимают от родителей особенности развития. так, если мама или папа ребенка пошли поздно, то их малыш вероятнее всего начнет поздно вставать на ножки и самостоятельно топать;
  • пол ребенка. Считается, что девочки учатся ходить раньше, чем мальчики;
  • телосложение. Пухленькому малышу будет сложнее научиться ходить, чем его менее упитанному "коллеге";
  • темперамент. Шустрые и активные дети, которые стремятся изучить все вокруг, начинают ходить раньше.

Походка маленького ребенка отличается от походки взрослого человека, поскольку дети ставят стопы параллельно друг другу, не умеют "перекатывать" ногу с пятки на носок, поэтому наступают на пол всей поверхностью ступни, не держат центр тяжести, из-за чего часто падают. Важно: мифы о детском плоскостопии и косолапии.

Родителям маленького первооткрывателя стоит усилить контроль за ним, поскольку кроха может удариться, но не стоит панически бояться падений. Это неизбежный этап взросления. Кроме того, детские кости настолько эластичны, что риск переломов минимален.

Раннее развитие: хорошо или плохо

Некоторые современные родители настолько увлечены ранним развитием своего ребенка, что готовы поставить его на ножки в самом раннем возрасте, когда его кости и мышцы еще не готовы к таким перегрузкам. Нужно ли форсировать события?

Врачи в этом вопросе единодушно утверждают, что нельзя торопить ребенка. Не стоит спешить, если мышцы и кости малыша еще не готовы к первый шагам. Такими действиями можно лишь навредить крохе. В дальнейшем эта спешка может отразиться на развитии костей конечностей (искривление костей голени, неправильной постановке стоп).

Каждый ребенок сам подсознательно знает, когда нужно начинать ходить, случается, что первые шаги ребенок делает после 1,5 лет, но чаще всего на это есть серьезные причины: неготовность костей и мышц к прямохождению, общая слабость организма после перенесенного заболевания, родовые травмы.

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,"подключаем" любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных "устройств", помогающих малышам. Среди таких "приспособлений"ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот "гаджет" куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Когда бить тревогу

Сколько бы ни говорили о том, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, всем родителям хочется, чтобы их малыш развивался как "написано в книге". Так бывает далеко не всегда, однако существуют некоторые ориентиры, на которые смотрят специалисты. Нормально развивающиеся дети в возрасте 11 месяцев уже уверенно сидят, встают на ножки в кроватке, уверенно ползают.

Родителям стоит обратиться к врачу, если в 9-11 месяцев малыш не проявляет двигательной активности: не встает в кроватке, не ползает, не может удержаться на ногах, если его поставить. Причин такого поведения много: от психологических (малыш начинал двигаться, но сильно испугался) до наследственных. Специалист поможет найти верный путь решения проблемы.

Статьи по теме