Способы обработки алмазов в процессе создания бриллиантов. Как добывают и обрабатывают алмазы Изучение внутренней структуры

Как поётся в одной современной песне: «Лучшие друзья девушек - это бриллианты». Наверное, не найдётся человека, который сможет поспорить с таким утверждением. Ювелирный завод, создающий произведения искусства из драгоценных металлов с инкрустированными в них бриллиантами, сталкивается со сложной задачей обработки алмазов, ведь бриллиант - не что иное, как алмаз, которому при помощи специальных технологий придали необходимую огранку. И задача это совсем не простая, ведь алмазы считают самыми крепкими камнями в мире.

Как удаётся обработать алмаз?
В основу обработки алмаза положено два фактора. Первый заключается в его структуре, второй - в способе обработки. Говоря о структуре алмаза, надо заметить, что алмаз - это углерод, который имеет высокую степень кристаллизации. Атомы углерода, из которых состоит алмаз, всегда создают геометрическую организацию, что позволяет откалывать кусочки параллельно тем плоскостям, которые создают атомы. После такого рода процедур поверхность становится более ровной.Как ни удивительно, но инструментом для обработки алмаза является алмаз, точнее сказать, его отколотые кусочки. На одной из сторон кристалла делается углубление. Туда помещается тонкий резец. После удара по резцу от кристалла откалывается очередной кусочек.Во время обработки алмаза направление этой обработки не должно меняться. Распиливается кристалл с помощью специальных металлических дисков, на которые нанесена алмазная пыль со смазкой. Получается, что при помощи алмазов мы обрабатываем алмаз.Обработка самого твёрдого вещества на Земле - процесс долгий и трудоёмкий. К таким работам допускаются только высококвалифицированные специалисты, обучающиеся данному ремеслу не один год. Да и обучение закончится тем, что человек станет на долгие годы только стажёром. Приступить же к самостоятельной обработке алмазов ему предстоит не так уж и скоро.
Бриллиа́нт (от фр. brillant - блестящий, сверкающий) - алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Бриллианты оценивают по системе «4 C»: cut (огранка), clarity (чистота), color (цвет) и carat (масса в каратах), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды. По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма).
Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.
Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением.

Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. Подвергаясь механическому воздействию шлифовального диска, углерод меняет структуру. На кристалле образуется тончайшая графитовая пленка, которая истирается, доводя алмаз до нужной формы.

Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

В этой литейной печи все и происходит.

Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.

Приветствуем, друзья! Легендарная фраза из кинофильма «Жестокий романс» «Дорогой бриллиант дорогой и огранки требует» – истинная правда. И пусть в кино она имела метафорический смысл, мы сегодня докажем, насколько важен процесс огранки в создании самых великолепных экземпляров алмазного производства. Это финальный этап создания и обработки камня, от которого зависит, как он заиграет, раскроет всё своё великолепие и внутреннее свечение.

Только представьте: черный невзрачный кусок углерода в процессе обработки превращается в восхитительный граненый бриллиант. Остается только догадываться, сколько труда стоит за этим, какие усилия прилагает мастер. Огранка алмаза призвана отточить минерал настолько, чтобы его внутренний огонь и магия стали видны, заворожили и отдали владельцу всю свою притягательность. При этом важно не израсходовать изначальный материал больше нужного, сохранить его массу по максимуму.

Первые эксперименты в огранке

Если учесть при этом высочайшую плотность камня и ручную его обработку, можно предположить, что умелый огранщик в современном ювелирном деле ценится едва ли не больше самих бриллиантов.

Когда же человечество осознало, что ограненный алмаз выглядит намного интереснее и изящнее своего необработанного собрата? Историки отмечают первые попытки обработать камень еще во времена Средневековья. На неровном самоцвете методом шлифовки создавали плоскости, способные преломлять световые лучи. Сначала грани (другое их научное название – фацеты) наносились хаотично, но со временем обрели определенный порядок.

Одна из первых известных огранок – индийская, заключалась в создании восьмигранника из дикого камня. При этом у минерала имелась заостренная вершина, а сама природная форма практически не изменялась.

С появлением более совершенного оборудования, эксперименты в обработке алмаза стали еще более удачными, появились различные виды и формы.

Интересно знать! Бриллиант – это не только современное название драгоценного камня, но и самый популярный вид огранки алмаза. Связывают его появление с именем Марселя Толковски, который первым в 1919 году рассчитал порядок преломления лучей в алмазе и предложил использовать круглую форму и бриллиантовую огранку для лучшего раскрытия эстетики и внутренней силы камня.

Такой способ помогает свету проникнуть внутрь самоцвета через верхнюю площадку, преломиться там в нижних гранях и, превратившись в радугу, выйти наружу. Для человеческого глаза это выглядит как блеск и свечение, которые завораживают мгновенно. Именно за чарующую игру света мы и любим эти драгоценные камни.

Как ограняют алмазы

Когда вы видите конечный продукт, вы вряд ли задумываетесь над тем, как он производился и скольких трудов стоил своим создателям. Также и с бриллиантом. Пока вы не вникнете в тонкости процесса, не начнете ценить свои украшения, как следует.


Мы решили посвятить вас в святая святых и рассказать, как и чем делают те самые грани, превращающие неограненный камень в волшебный и желанный всеми бриллиант.

  • Кристалл раскалывают. Случается, что при рентгеновском излучении обнаруживаются дефекты внутри минерала, и тогда требуется их удалить.
  • На специальном станке алмаз обдирают, придавая ему углы и грани.
  • Собственно шлифовка происходит на железном полировальном круге. На него предварительно насыпают алмазный порошок, именно он помогает оттачивать камушек до почти идеального состояния. Получается, что алмаз «обрабатывает сам себя».
  • Полировка. Финальный этап придания бриллианту лоска.

Когда процесс уже налажен и мастер приспособился и наработал большой опыт, производство качественных, без дефектов, камней идет как по маслу. Если же опыта недостаточно, возможны ошибки, из-за которых бриллианты бракуют за несоответствие стандартам качества.

Например, чересчур большой купол ведет к неправильному отражению света. Он будет выходить наружу не через верх, а через нижнюю часть изделия. Несоразмерно большая высота тоже приводит к браку.

Если на крупный экземпляр нанести слишком большие грани, он не будет играть и преломлять лучи, из-за чего выглядеть будет тусклым и не бриллиантом вовсе.

Ну а когда на мелком камушке граней маловато, он больше будет походить на молочного цвета самоцвет, а не на легендарный и шикарный бриллиант. Одним словом, малейшая ошибка – и камень вместо прилавка фешенебельного ювелирного бутика оказывается в коробке с надписью «брак», а сам мастер, с большой вероятностью, остается без работы.

Перед огранкой важно учесть и природную форму камня, со всеми его дефектами. Чтобы свести к минимуму потери драгоценного исходника, лучше предварительно составить модель готового изделия на компьютере.

Ну что, способы обработки рассмотрели, пора и видами огранок полюбоваться. Заодно и примените сегодняшние знания на практике. Если у вас дома есть «сокровищница» с бриллиантами, открывайте и рассматривайте. Нет? Не беда. Это прекрасный повод наведаться в ювелирный с любимым человеком и удивить его своими знаниями в области драгоценностей!

Виды огранок бриллиантов

  1. Круглый . Тот самый легендарный, который изобрел Толковски, по сей день самый востребованный и универсальный. Однако есть у него и минус: очень уж много материала идет в расход, вернее, в отходы. Ведь чтобы достичь идеальной круглой формы, природный алмаз долго обтачивают и полируют, снимая с него «стружку».
  2. Принцесса . Узнать этот вид огранки можно по квадратной форме с острыми углами. Он не отличается таким же изяществом, как предыдущий, но потеря массы при его шлифовке минимальная. В ювелирном мире этот вид оценивается довольно высоко, но при покупке важно обратить внимание на уголки, они должны быть хорошо закреплены и не иметь дефектов, иначе камушек может выпасть из оправы и потеряться.
  3. Груша . Эта огранка настолько нежная, что подчеркнет хрупкость молоденьких своих хозяек, а зрелым дамам подарит свежесть и притягательность. Особенно хорошо смотрится этот вид в сережках и кулонах, а заключенный в перстень он зрительно удлинит пальчики рук.
  4. Маркиза . Мало кто знает, но по легенде этот вид изобрел король Луи 14-й для своей Маркизы де Помпадур. Вернее, бриллиант обрабатывали по его заказу. Он хотел, чтобы камень непременно повторил улыбку зазнобы и не прогадал. Удлиненная форма «лодочки» получилась настолько утонченной, что божественно смотрится на любой женской ручке, придавая ее аристократичность, а смой обладательнице украшения – шарм.
  5. Овал . Уже по названию ясно, какой формы сей алмаз. Он отлично вписывается не только в перстни, но и кулоны и серьги. Если вам посчастливится обладать целым гарнитуром с овальными бриллиантами, вы станете вдвое очаровательней, ведь овальные сережки сделают лицо более выразительным, а кулон ненавязчиво создаст акцент на красивом декольте.
  6. Сердце . Довольно молодой вид огранки, обожаемый романтиками и ценителями необычных эксклюзивных бриллиантов. Обычно эти камушки одинаковы и в длину, и в ширину, а технология их обработки очень многоэтапна и сложна. «Сердечные» алмазы поэтому и стоят дороже других, но эта красота по своему великолепию бесценна.
  7. Изумруд . Восьмиугольная огранка бриллианта, прямоугольного по форме. Есть мнение, что свет при этой огранке не столь разнообразно преломляется, зато вспышки и блики получаются более яркими. Этот вид не так распространен, как остальные, но, несомненно, заслуживает внимания и восхищения.
  8. Ашер . Имеет больше «ступенек», чем изумруд, и квадратную форму. За счет многоярусности эффект бликовости и игры света достигается невероятный. Вот за что ценят и любят эту огранку.

Наверняка, через пару лет изобретут еще множество новых разновидностей, ведь популярность бриллиантов растет. Люди хотят не просто роскоши, а грамотных вложений в свое будущее, а драгоценные камни для этого подходят как нельзя лучше.

Что ж, ждем новых изысканных экземпляров, о которых мы непременно сразу расскажем и покажем на фото. Уж если что и стоит внимания, так настоящие творения природы, заботливо преобразованные руками человека в вечные произведения искусства! До новых встреч, ценители украшений!

Команда ЛюбиКамни

Без обработки минерал особой ценностью не обладает, и просят за него не более сотни долларов. Зато бриллиант, изготовленный из алмаза, стоит в 4-10 раз выше.

На стоимость также влияет вид огранки, которая бывает:

  • круглой;
  • фантазийной.

Продолговатый до обработки алмаз приобретает формы, которые называются:

  • маркиз;
  • капля/груша;
  • овал;
  • сердце.

Камни, чей натуральный вид имел почти идеальные очертания, получает одну из следующих форм:

  • изумруд;
  • ашер;
  • радиант;
  • принцесса.

Обработка алмазов в круглые бриллианты является трудоемким процессом, требующим строжайшего соблюдения пропорций. Это обуславливает высокую стоимость круглого изделия.

Как алмазы становятся бриллиантами

Обрабатываемые самоцветы изначально должны иметь хорошие размеры. Будущий бриллиант, то есть алмаз без огранки, весит на 40-60% больше, чем после окончания работ по его созданию.

Люди давно научились работать с драгоценными камнями, но упрямый кристалл поддался им лишь в XV веке. Обработка алмазов во все времена была кропотливым делом, требующим прохождения нескольких этапов, во время которых были испробованы многочисленные способы работ.

Алмаз неограненный:

  • шлифовался трением одного камня о другой;
  • молотом превращался в крошку, используемую для покрытия металлических дисков;
  • распиливался;
  • приобретал грани и плоскости в определенном количестве.

Методы обработки алмазов

Вопрос о том, как делают бриллианты, имеет два ответа: вручную и при помощи лазера.

Как из алмаза делают бриллиант вручную:

  1. Раскалывание. По линиям, которые были сделаны специалистом при осмотре, на помещенном в держатель камне таким же минералом делаются небольшие надрезы. После происходит раскол ударом.
  2. Распиливание. На этом этапе камень крепят при помощи известняка или гипса к медной головке, которую зажимают в специальном режущем инструменте. Для распила используется тоненький диск, смазанный маслом, смешанным с алмазным порошком. Скорость процесса составляет примерно 1 мм/час.
  3. Придание округлости. Минерал становится круглым, что делает его похожим на бриллиант. Обработка проводится при помощи другого камня.
  4. Кристалл фиксируется в захвате машины для шлифования, квадранте, так, чтобы получился точный угол по отношению к шлифовальному диску для нанесения фацет. Диски, обычно стальные, смазываются специальной пастой или маслом, смешанным с алмазным порошком.

Технологии постоянно совершенствуются, на смену старым приходят новые. Поэтому некоторые алмазы становятся ограненными благодаря лазеру.

При выборе этого способа каждый этап формирования будущего бриллианта происходит с использованием лазерных установок. Кристалл, причисленный к разряду ювелирных, оценивается специалистом, определяющим метод обработки. Нанесение линий распила происходит при помощи лазера. Затем наступаете черед разрезания и огранки, естественно, лазером.

Лазерная обработка позволяет придавать камням нужные формы без учета их направления при закреплении. Отрицательным моментом становится значительные потери алмазной массы, чего не происходит при обработке вручную.

Несмотря на попытку облегчить работу с драгоценными камнями, создать из них шедевр сможет лишь талантливый мастер и только собственноручно. Обычно с одним камнем работает сразу несколько человек. Каждый из них занимается определенным этапом, а над приданием формы алмазу трудятся вдвоем.

О подделках

Попытки создать искусственный алмаз начались в 1797 году, но увенчались они успехом лишь в 1956. За десятилетия технологии настолько усовершенствовались, что отличить искусственный камень от оригинального бывает непросто. Некоторые имитации бриллиантов выполнены настолько великолепно, что отыскать отличия между ними и подлинником могут лишь те, кто знает, как выглядит настоящий бриллиант.

Наиболее распространенная «подделка» называется . Вторым камнем, имитирующим кристалл природного происхождения, является муассанит, отличить который может лишь тот, кто знает, как проверить его подлинность. Третий вариант - asha. Сияние ему придает слой углеродных атомов, то есть то, из чего состоит настоящий камень, что делает определение «на глаз» трудновыполнимой задачей.

Выращивание искусственных алмазов с использованием высоких температур и давления, изобретенное в 1950 годах, позволяет получить практически натуральные кристаллы. Это объясняется тем, что природные камни появляются в схожих условиях, но в течение более длительного периода.

Камешки, не успевшие пройти полный цикл роста при попадании на земную поверхность, требуют дополнительного воздействия температур и давления в лабораторных условиях. Это позволяет им стать полноценными алмазами, чуточку «доработанными» человеком. После дополнительных процедур они становятся полностью готовыми к превращению в бриллиант.

Проверка подлинности

Порой возникает вопрос о том, как проверить алмаз на подлинность. Ведь его высокая стоимость является отличным поводом создания подделок и разнообразных имитаций, выдаваемых за настоящий кристалл. Сделать это можно с помощью специалиста или самостоятельно, в домашних условиях.

Как определить подлинность алмаза:

  • По рудинисту - узкой границе, делящей ограненный кристалл на верхнюю и нижнюю части. Она должна быть матовой. Прозрачность говорит об искусственном происхождении.
  • Твердость. Настоящий алмаз оставляет на стеклянных поверхностях следы. Другие минералы, такие как сапфиры и рубины, он также царапает. Исключением в данном методе является лишь муассанит, имеющий аналогичную бриллианту твердость.
  • Блеск и преломление света. Настоящий бриллиант блестит, но не настолько сильно, как муассанит. От фианта и циркона натуральный кристалл отличается показателем преломления света: положив камни на печатный текст, например, страницу книги, увидеть буквы сквозь подлинник не получится.
  • Дефекты и включения. Они есть в настоящих камнях и отсутствуют в подделках, но это ни в коем случае не трещины на поверхности, царапины или сколы.
  • Рассеивание света и ультрафиолет. Луч света, направленный сквозь подделку, останется таким же интенсивным. Настоящий бриллиант светится в ультрафиолете.
  • Рисунок маркером. Линия, нарисованная фломастером или маркером по поверхности драгоценного камня, будет четкой и ровной, тогда как на подделке − расплывчатой.
  • Воздействие кислот. Опущенный в кислотный раствор настоящий бриллиант перенесет испытание с достоинством, выйдя из него невредимым.
  • Нестираемость. Настоящий камень сложно стереть, потому придется осмотреть грани камешка, вызвавшего сомнения. Если они сглажены и кажутся стертыми - это подделка.

Алмаз справедливо заслуживает звания уникального и незаменимого в промышленности камня. В разные времена он использовался с разнообразными целями, но, лишь получив ювелирный интерес, стал по-настоящему дорогим. Его стоимость зависит от способа обработки, формы и переменчивости моды, но спрос всегда остается высоким и вряд ли когда-то изменится.

В каталоге международного портала представлены камнеобрабатывающие компании России. Несокрушимый минерал алмаз широко используется в промышленности и ювелирной отрасли. Из него изготавливают свёрла и резцы, драгоценные украшения, сувениры. Камень используют также при создании компьютеров, в ядерном производстве.

Важная отрасль рынка драгоценных камней — экспорт минералов на международные рынки. После того как проводится обработка алмазов в бриллианты они поступают на торговые площадки Тель-Авива, Антверпена, Нью-Йорка, Дубая, Гонконга. Камни на экспорт расфасовывают в пакетики, сортируя по цвету, массе, диаметру, другим параметрам.

Цена готовой продукции зависит от формы огранки алмаза, веса, наличия дефектов, качества. В процессе обработки породы начиная от добычи или создания минерала до реализации на рынке с ним работает масса специалистов — обдирщики, разметчики, распиловщики, шлифовщики и т. д. Труд мастеров неизбежно отражается на стоимости конечного продукта.

Обработка камней

Природный алмаз — бриллиант без огранки, необработанный кристалл, который превращается в великолепный камень в руках мастера. Особенную ценность минерал приобретает после обработки. Сначала его взвешивают на весах. Затем исследуют на предмет дефектов и определяют способ огранки алмаза. После анализа качества заготовки специалист составляет план-разметку обработки, чтобы устранить погрешности и при этом сохранить вес камня.

Способ огранки бриллианта зависит от особенности сырья. Если заготовка имеет форму октаэдра (восьмигранника) камень распиливают на 2 части пилой с алмазной кромкой. Полученные изделия обрабатывают на станке до классической круглой формы. После всех манипуляций из рук мастера должен выйти геометрически правильный многогранник.

Классическая огранка бриллианта подразумевает создание камня круглой формы. Дополнительно мастера создают минералы с фантазийной геометрией — квадрат, овал, треугольник, сердце и т. д. Огранка алмазов в бриллианты осуществляется квалифицированными мастерами. Их задача придать камню красивую форму, сведя при этом потери к минимуму. При обработке минерал в среднем теряет от 55 до 70% своей массы.

Если камень имеет не восьмигранную, а более сложную форму его обработку доверяют самым опытным мастерам, которые способны обрабатывать заготовки с огромным количеством граней — до 240. Качество огранки бриллиантов влияет на стоимость алмаза, поэтому процедуру доверяют квалифицированным специалистам. На цену камня влияет также чистота кристалла (отсутствие или наличие дефектов и посторонних включений), цвет, вес (измеряется в каратах).

Статьи по теме